Платный яндекс

Как пишет «Коммерсант», в этом году яндекс начнёт брать деньги за использование «Яндекс.Навигатора» в коммерческих целях. API их карт давно платен сверх лимитов, как и у Google. И, конечно, заплатив деньги, вы не получаете полного контроля: оформление неизменно, реклама будет всплывать в неожиданных местах. Конкуренты могут заплатить, и на схеме проезда вашего сайта пользователи увидят, до кого им ехать ближе. Наглядный пример — официальный Атлас Москвы, рекламирующий бургеры за 99 рублей из-за подложки 2ГИС.

Монетизацию «Навигатора», кажется, будут проводить жёстче: отслеживать частоту и условия использования и приходить с коммерческим предложением, если маршрутов пользователь прокладывает больше, чем дозволено. По словам источника газеты, эта система уже работает и тарифы оказались выше, чем у большинства конкурентов. Другие модели монетизации компания, видимо, пробовать не осмеливается: зачем, когда кто-то готов платить, в том числе и за покидающих сервис.

Евгений Лисовский в заметке для «Прайма» правильно пишет, что компании с проприетарными онлайн-картами загоняют себя в ловушку серверных ресурсов. Как бы они — и яндекс, и гугль, — ни хвалились возможностью скачать часть карты на телефон, поиск и построение маршрутов всё равно требуют серверных ресурсов. И, следовательно, денег, которые в картографии взять неоткуда. Поэтому обращаются к проверенным источникам: рекламодателям и корпоративным пользователям. Увы, первых немного (всех забрал 2ГИС), а вторые сделают крайними таксистов, которым с новыми яркими ценовыми политиками едва хватает на бензин.

Поэтому ждём новой миграции на бесплатные карты. Теперь нам не нужно показывать на корявый сайт osm.org: таксисты уже умеют пользоваться всякими «навителами» и «7 дорог», для которых Kostik делает регулярные бесплатные сборки карт. И они, наверняка, готовы установить MAPS.ME, в котором не нужно заморачиваться с копированием файлов и который умеет строить маршруты по пробкам. Всё готово — только поменять приложение. Есть ли у них такой выбор — непонятно: возможно, Яндекс им его не оставил, требуя от участников «Яндекс.Такси» прокладки маршрутов только через их приложение. То есть, с уходом таксистов с «Навигатора» мы вернёмся во время стапятисот таксомоторных компаний, каждая со своими приложением и телефоном.

В средних и малых городах таксисты и службы доставки давно используют OpenStreetMap. Мы это знаем, потому что поездив по нашей карте, таксисты регистрируются в проекте и начинают массово добавлять адреса. На обычный вопрос про дровишки отвечают, в лучшем случае, что у них есть внутренняя база, которую они сами составили по выездам, и они копируют адреса из неё. Расследовать не получается: на яндекс не похоже, а других источников у нас нет, — так что оставляем адреса и даём таксистам жить. Или не даём, как случилось в Челябинской области в 2011-12 годах. Там сначала копировали домики из 2ГИС, а затем обрисовывали малые города по проприетарным снимкам. Всё откатили, местные осмеры до сих пор ждут резкого челябинского возмездия.

Технически вопрос тоже несложен: помимо вышеупомянутого MAPS.ME, есть замечательный сервис GPS-мониторинга OsMo. Для частного использования бесплатный, разумеется. Автору сервиса известны таксомоторные компании, пользующиеся его сервисом для отслеживания автомобилей. Впрочем, с нынешними технологиями написание нового подобного сервиса «под ключ» потребует пары человек, а не крупной картографическо-программистской компании. Любое обдуманное решение окажется в перспективе дешевле оплаты лицензии «Яндексу».

Ждём новую волну #switch2osm, ждём картины, как приложение MAPS.ME обгоняет «Яндекс.Навигатор» по месячной аудитории, ждём неловких правок от новых служб такси и курьеров, которые либо сделают нашу карту актуальнее и точнее проприетарных аналогов, либо нарушат лицензионную чистоту и их придётся откатить. В OpenStreetMap умеют ждать: шаг за шагом, одно неудачное бизнес-решение за другим, поглощение за слиянием, и вот уже все, кому надоели реклама и выдумки продажников, выберут дешёвые и понятные сервисы на наших, открытых картах.

Поделиться
Отправить
24 апреля   нас используют
4 комментария
gryphon

Вы постарайтесь МАПСми не утопить в том же болоте. Дяденька из руководства рассказывал форбсу как раз про грандиозные планы в деле монетизации.

Юрий

Все сконвертированные из OSM карты для навигаторов не имеют пробок, что будет критическим недостатком для таксистов из больших городов. Возможно, только Maps.me смог совместить пробки и OSM во многих регионах, а не только в отдельно взятых областях. Написали бы об этом статью, не раскрывая секрета Полишинеля, наверняка будет интересно и поучительно ;)

Юрий

Вместо «продажников» лучше пользоваться термином «продаван», особенно в сочетании с эпитетом «знатный» ;)

Komяpa

А в maps.me уже есть поддерживаемое документированное API, которым можно открыть приложение из другого сразу в режиме прокладки маршрута из текущей точки в заданную широту-долготу? Хотя бы так, даже без возвращения в вызывающее приложение с коллбеком по прибытию.

Пока этого нет, можно даже не мечтать заменить Яндекс, Google или Waze на него — уж очень большая деградация в UX.

Популярное