Хороша карта, но не наша
Сегодня у меня было странное переживание.
Не секрет, что я не пользуюсь картами OpenStreetMap на дороге. Хотя бы потому, что я стараюсь прокладывать маршрут мимо отрисованных дорожек. В навигаторе у меня «Дороги России», а на бумаге — отличные дорожные атласы от ЗАО «Карта». Эта фирма делает очень качественные и ежегодно обновляемые карты северо-запада: Ленинградской, Новгородской областей, юга Карелии. При наличии нескольких альтернатив я выбираю её издания, как наиболее точные: другие довольствуются стотысячной перепечаткой генштаба, даже не высылая автомобиль для проверки наличия дорог. И маршруты — например, для завтрашней поездки вокруг озера Ильмень, — я строю на основе трёх источников: карт OSM, спутниковых снимков яндекса и упомянутых бумажных атласов.
Прошлую зиму я провёл за диванной картографией, отрисовав все видимые на космоснимках дороги южной половины Псковской области. Кроме того, в сентябре мы собирались на первую всероссийскую картовстречу, чтобы «сделать лучшую в мире карту Великих Лук». Смешно звучит сейчас, конечно. Но та встреча дала несколько неожиданный результат: вместо того города, лучшая в мире карта сейчас образуется у Пскова, откуда приехал один из картографов, gryphon, и втянулся в проект. Что касается остальной области... Она известна велосипедистам, как одна из самых непредсказуемых: где на карте нарисовано асфальтовое шоссе, вполне может оказаться болото с кочками, и наоборот. Мостов на картах нарисовано примерно вдвое больше, чем есть на самом деле — хотя, примерно столько же, потому что ненарисованных мостов ещё больше. Ну и так далее. Получается, несмотря на кажущуюся полноту коммерческих карт, в OpenStreetMap, отрисованном по полевым исследованиям и космоснимкам, качество куда выше.
Сегодня я зашёл в магазин в поисках атласа новгородчины, но нашёл нечто совсем иное. Атлас Псковской области, Пскова и Великих Лук от ЗАО «Карта». И я даже не знаю, как к этому относиться. Я вспоминаю места, где мы забредали в болота из-за устаревшего генштаба — и в этом атласе там всё верно нарисовано. Я смотрю, где раньше на картах рисовали мосты, разрушенные во вторую мировую — и их здесь нет, только значки «живописный вид». На картах городов обозначены абсолютно все улицы и абсолютно все дома. Правда, без учёта вот такой фигни и почти без POI. Если не считать пригородных районов (которые дело времени), карта Пскова в OSM до сих пор лучшая в мире — а вот в Великих Луках я бы предпочёл атлас, пусть и с недочётами.
Зря ли я работал, обклацывая дорожки с IRS, но не имея опыта даже чтобы различить тип покрытия, ради которого, в частности, я нередко заглядываю в коммерческие атласы? Если раньше у меня была надежда, что кто-то, путешествующий по югу области, предпочтёт OSM иным картам, именно из-за полноты, то эта надежда испарилась: теперь рисовать область я буду не для кого-то, а исключительно для себя, из нетерпимости к незавершённости. Зачем ехать на машине в леса, снимая характеристики дорог, когда вот оно всё — на бумаге, снятое с куда большей точностью, чем доступно непрофессионалам.
Ответ всё там же — в карте. Пунктиры слева, у Высоцкого, не скажут велосипедистам о прекрасных грунтовках в сосновом лесу: они выглядят будто ведут к путям железной дороги, огибая болота. Но я же обкатывал их, и знаю, что там можно отлично покататься. На востоке, у реки Кебь, нарисованы садоводства и немного подъездных дорог к ним — но не так много, как обозначил asw по спутниковым снимкам и своим обширным познаниям тех мест. Во Пскове обозначены дворовые проезды, но только OpenStreetMap знает, какие из них проезжаемы, а где разрешено только ходить пешком. Бессмысленно соревноваться с крупными картографическими конторами за покрытие: это основной критерий качества их работы, за которую они получают деньги. Поэтому нам нужно пользоваться основным преимуществом: нас много, и у нас есть велосипеды (автомобили, ноги).
Когда они работают вширь — считая километры нарисованных дорог — мы углубляем карту, обрисовывая трек с недавней велосипедной покатушки с указанием покрытия, отмечая наличие павильонов и скамеек на автобусных остановках вдоль дороги на дачу, рисуя тропинки в своём дворе, по которым жители ходят до магазина, и время работы этого магазина. Пунктир в атласе ничего не скажет о проезжаемости дороги, в отличие от маппера, одолевшего его на машине. Преимуществом OSM часто называют точность — но многие воспринимают это как точно обрисованные треки вдоль основных магистралей. В то время как одно из лучших применений хорошо обрисованной карты — проверить, «можно ли там пройти или проехать». Велосипедисты строят по нашей карте маршруты, а в некоторых районах OpenStreetMap заменила джиперам на внедорожных рейдах карты генштаба — благодаря своей точности и покрытию, которые не то же самое, что точность и покрытие коммерческих карт.
Наш фокус отличается от коммерческого, и когда карты последних внезапно станут не нужны — мы и не заметим, потому что работали над своими кусочками карты, которые сложились в целое, превосходящее альтернативы.
Не секрет, что я не пользуюсь картами OpenStreetMap на дороге. Хотя бы потому, что я стараюсь прокладывать маршрут мимо отрисованных дорожек. В навигаторе у меня «Дороги России», а на бумаге — отличные дорожные атласы от ЗАО «Карта». Эта фирма делает очень качественные и ежегодно обновляемые карты северо-запада: Ленинградской, Новгородской областей, юга Карелии. При наличии нескольких альтернатив я выбираю её издания, как наиболее точные: другие довольствуются стотысячной перепечаткой генштаба, даже не высылая автомобиль для проверки наличия дорог. И маршруты — например, для завтрашней поездки вокруг озера Ильмень, — я строю на основе трёх источников: карт OSM, спутниковых снимков яндекса и упомянутых бумажных атласов.
Прошлую зиму я провёл за диванной картографией, отрисовав все видимые на космоснимках дороги южной половины Псковской области. Кроме того, в сентябре мы собирались на первую всероссийскую картовстречу, чтобы «сделать лучшую в мире карту Великих Лук». Смешно звучит сейчас, конечно. Но та встреча дала несколько неожиданный результат: вместо того города, лучшая в мире карта сейчас образуется у Пскова, откуда приехал один из картографов, gryphon, и втянулся в проект. Что касается остальной области... Она известна велосипедистам, как одна из самых непредсказуемых: где на карте нарисовано асфальтовое шоссе, вполне может оказаться болото с кочками, и наоборот. Мостов на картах нарисовано примерно вдвое больше, чем есть на самом деле — хотя, примерно столько же, потому что ненарисованных мостов ещё больше. Ну и так далее. Получается, несмотря на кажущуюся полноту коммерческих карт, в OpenStreetMap, отрисованном по полевым исследованиям и космоснимкам, качество куда выше.
Сегодня я зашёл в магазин в поисках атласа новгородчины, но нашёл нечто совсем иное. Атлас Псковской области, Пскова и Великих Лук от ЗАО «Карта». И я даже не знаю, как к этому относиться. Я вспоминаю места, где мы забредали в болота из-за устаревшего генштаба — и в этом атласе там всё верно нарисовано. Я смотрю, где раньше на картах рисовали мосты, разрушенные во вторую мировую — и их здесь нет, только значки «живописный вид». На картах городов обозначены абсолютно все улицы и абсолютно все дома. Правда, без учёта вот такой фигни и почти без POI. Если не считать пригородных районов (которые дело времени), карта Пскова в OSM до сих пор лучшая в мире — а вот в Великих Луках я бы предпочёл атлас, пусть и с недочётами.
Зря ли я работал, обклацывая дорожки с IRS, но не имея опыта даже чтобы различить тип покрытия, ради которого, в частности, я нередко заглядываю в коммерческие атласы? Если раньше у меня была надежда, что кто-то, путешествующий по югу области, предпочтёт OSM иным картам, именно из-за полноты, то эта надежда испарилась: теперь рисовать область я буду не для кого-то, а исключительно для себя, из нетерпимости к незавершённости. Зачем ехать на машине в леса, снимая характеристики дорог, когда вот оно всё — на бумаге, снятое с куда большей точностью, чем доступно непрофессионалам.
Ответ всё там же — в карте. Пунктиры слева, у Высоцкого, не скажут велосипедистам о прекрасных грунтовках в сосновом лесу: они выглядят будто ведут к путям железной дороги, огибая болота. Но я же обкатывал их, и знаю, что там можно отлично покататься. На востоке, у реки Кебь, нарисованы садоводства и немного подъездных дорог к ним — но не так много, как обозначил asw по спутниковым снимкам и своим обширным познаниям тех мест. Во Пскове обозначены дворовые проезды, но только OpenStreetMap знает, какие из них проезжаемы, а где разрешено только ходить пешком. Бессмысленно соревноваться с крупными картографическими конторами за покрытие: это основной критерий качества их работы, за которую они получают деньги. Поэтому нам нужно пользоваться основным преимуществом: нас много, и у нас есть велосипеды (автомобили, ноги).
Когда они работают вширь — считая километры нарисованных дорог — мы углубляем карту, обрисовывая трек с недавней велосипедной покатушки с указанием покрытия, отмечая наличие павильонов и скамеек на автобусных остановках вдоль дороги на дачу, рисуя тропинки в своём дворе, по которым жители ходят до магазина, и время работы этого магазина. Пунктир в атласе ничего не скажет о проезжаемости дороги, в отличие от маппера, одолевшего его на машине. Преимуществом OSM часто называют точность — но многие воспринимают это как точно обрисованные треки вдоль основных магистралей. В то время как одно из лучших применений хорошо обрисованной карты — проверить, «можно ли там пройти или проехать». Велосипедисты строят по нашей карте маршруты, а в некоторых районах OpenStreetMap заменила джиперам на внедорожных рейдах карты генштаба — благодаря своей точности и покрытию, которые не то же самое, что точность и покрытие коммерческих карт.
Наш фокус отличается от коммерческого, и когда карты последних внезапно станут не нужны — мы и не заметим, потому что работали над своими кусочками карты, которые сложились в целое, превосходящее альтернативы.
Ну да, в общем-то из-за этого чувства и не хочется покупать бумажные карты — там же все уже есть.
С другой стороны, ОСМ это слишком много фана, чтоб это взять и бросить, опустив руки. Все равно нет-нет и тянет исправить номер дома, нарисовать улочку или тропинку в лесу, где вот только сегодня гулял.
Так, нередко, можно увидеть path, которые, видимо картографировались с велосипеда, а проставлено как дорога (в смысле unclassified), даже не трек.
Сильно не хватает surface:grade=* как стандарта :(
surface:grade — лишь относительная характеристика, стоит или не стоит там ехать. Большинство нужных свойств отмечаются в уже существующих тегах: surface (ground для грунтовки), lanes (1 для грунтовки, 2 для лесовозки), тот же highway, показывающий, кто и зачем ездит по дороге.
А еще, если говорить об использовании, то лучше, если на карте нарисованы хотя бы видимые со спутника дороги, а не если не нарисовано никаких.
А если по делу — тоже как-то испытывал смешанные чувства когда после многодневной отрисовки натыкался на коммерческую карту на которой то же место отрисовано в 2 раза подробнее...
....но что бы там ни было, я-то знаю что у любой коммерческой структуры ограниченное количество маперов и ресурсов. А у ОСМа — потенциально — практически не ограничено :)
И карта улучшается каждую секунду, а чем лучше карта — тем больше пользователей, чем больше пользователей — тем больше рисующих, .. .- тем лучше карта.
Положительная обратная связь :) Когда-нибудь ОСМ по всей территории земли станет the best :]
А по поводу лучших карт ... пусть будет много хороших и каждый выберет то что ему нравится :) Всё-таки ОСМ как ни крути ещё набирающий силу проект. Ну не может он за пару лет достичь всех высот. А вот года через 2-3 уже будет можно более взвешенно оценить перспективы.
Главное что хороших карт действительно становится больше ... назло всем запретам на пространственные данные в России.
Вроде бы зашел в тупик и понял, что годы усилий потрачены впустую — время предаться унынию и фрустрации, НО нет ... найдено «щадящее» объяснение — «для удовольствия!», «зато время хорошо провел!»
Если не дай бог поехать по яндексу, можно очень мало поназастревать в многих местах, а у нас благодаря стараниям мапперов всё четко, где для байка, где для человека, где для машины =)
Кстати не знаю как кому, а мне было жутко занятно зимой рисовать кварталы (проезды) будучи там первым. Мне жутко интересно было в бело-поле создать сеть дорог для садоводства и т. п. Меня это больше привлекает, чем работа бок о бок, ибо это часто вызывает глупые споры, которые тормозят работу. Например по поводу Павловского парка всякие розни были аж 2 месяца в сумме по личкам и форуму, небольшая война правок))) Ой да ладно, что это о грустном))) Всё супер!!!
P.S. товарищи велосипедисты, давайте не делать фэйковых велодорожек в Питере — заманало =)
Это одна из самых серьёзных проблем осма — что люди, вносящие данные, ими не пользуются. В результате качество данных катастрофически падает. И любая попытка использовать эти данные чуть сложнее, чем просто отобразить на подложке, превращается в, цитируя Кексину, «фильтрацию белого шума».
fserges, набирающим силу проектом осм был года три назад. Сейчас уже пик давно пройден, и, боюсь, всё идёт к стагнации
Странно. Я так принципиально пользуюсь ОСМ-ом. Вот ехали с товарищем по федералке из Владика на байкал. Он по дорогам России, я по ОСМ-у.
Впечатления товарища: «Навига мне названия ручьёв, лучше бы закусочные да заправки отметили!»
Мои впечатления: Данных мало (скоро буду мапить то, что наотмечал, как разгребусь), местами они забавные (несколько федералок, идущих паралельно), пара заправок там, где их нет...
Но всё же чаще, если данные есть, то они более адекватны, чем в коммерческих картах. Например через города через некоторое время ездили только по ОСМ — «Дороги России» чуть что — заводили в тупики.
Ну а такие вещи как Ольхон — вообще сейчас в ОСМ хороши. Спасибо местным жителям, подключившимся к ОСМ :-)
http://osm.org/go/8rPE4y5—
С другой стороны, велосообщество — это много людей. У Хитрой команды, например, есть своя база треков, и они рисуют по генштабу. Пин-микс очень часто пользуется OSM, а в последнее время даже карты выкладывает на этой подложке. Многие «казуалы» смотрят маршруты по атласам ЗАО «Карта» и в ус не дуют. Всё это тысячи потенциальных осмеров, но велопитер и подобные не дают им проснуться.
Не, местный товарищ. :-)