Try rebooting your car

Месяц назад участник тесла-клуба Armee_1, недовольный тем, как его машина едет по парковке, замапил её в OpenStreetMap. Спустя некоторое время, он вызвал машину ко входу в гипермаркет, и — чудо из чудес — она поехала не в объезд, как раньше, а напрямую через парковку. Так обладатели Теслы узнали, что уточнять OSM полезно, а мы — что по нашим данным ездят автономные машины и не жалуются, что она не HD.

Водители не видят в Тесле OSM: на их приборной панели привычные карты от Google.
Это не изменилось с 2012 года, когда начались поставки Model S. Но внутри компания не раз меняла алгоритмы и данные. Тесла использует несколько карт: с июля 2017 года сервер, прокладывающий маршруты так, чтобы захватывать станции зарядки, работает на движке Valhalla от Mapbox. К апрелю 2018 года он научился учитывать пробки и, конечно, собирать треки автомобилей, чтобы эти пробки уточнять. Наконец, когда интернет недоступен, подключаются внутренние карты — которые до перехода на OSM скачивались целиком на всю страну, задерживая обновлением выезд из гаража.

Исследование автономности дало плоды покупателям Тесл: с конца сентября американцы могут нажать кнопку «призвать автомобиль», и он доедет от своего места на парковке до хозяина, прямо ко входу в магазин или фитнес-клуб. Кнопка работает только на парковках и только в радиусе семидесяти метров от машины. Не всегда маршруты были оптимальными, но главное — будущее для водителей наступило: в духе «Knight Rider», машина из куска железа стала подвижным помощником, подскакивающим по нажатию кнопки.

Над беспилотными автомобилями сейчас работают примерно все — включая Яндекс, Uber и Lyft. На хайпе выезжают картографы, во все свои сайты рекламируя «HD Maps»: суперточные карты, на которых размечен каждый булыжник в брусчатке и каждый люк, чтобы электронный водитель не столкнулся с сюрпризами. «Машина учтёт даже знак, закрытый снежной шапкой». Сантиметровая точность, каждая полоса отмечена. «Наши машины собирают лидаром данные в реальном времени, постоянно уточняя HD-карты». Дошло до того, что так назвали карты от Mapbox, после того, как компания анонсировала третью версию векторных тайлов, ныне забытую. Общий посыл — беспилотный автомобиль не работает без высокоточных карт.

И тут водители Тесл замечают: «о, я нарисовал линию в осме, и машина теперь едет по ней». Экспериментируя, Armee_1 отрисовал ещё несколько парковок — машина выбрала оптимальный маршрут уже на следующий день. Десятки водителей бросились изучать редактор iD, узнавая, что рисовать парковки в нём очень просто. Кто-то расстроился, что Тесла использует данные открытого проекта, подверженного вандализму. Кто-то ожидал, что компания сама разметит парковки по данным от автомобилей, а не будет ждать этого от водителей. Нашли на карте парковку у завода Теслы — разумеется, отрисованную в деталях. Эти детали — например, что машина объезжает отрисованные газоны — они использовали для улучшения своих парковок. В теме уже за двести сообщений, она полна счастливых людей, получивших больше контроля над своей машиной.

Получается, точность не нужна. Беспилотные машины становятся достаточно умны, чтобы ездить по километровке (картам масштаба 1 км в 1 см, для тех, кто не застал бумажные карты). Если знаешь азимут и видишь достаточно, чтобы найти себя на карте, то можешь добраться до финиша. Все эти полосы, светофоры, поребрики нужны только картоделам, чтобы занять картографов и делать перед другими вид, что они понимают, в чём будущее картографии. Сенсоры автомобилей уже достаточно развиты, чтобы строить HD-карту прямо в процессе движения и забывать через секунду. Качество карты не важно, важен контроль. И именно этого у OpenStreetMap в избытке. Не хватает только людей, которые популярно объяснят OSM людям, чтобы компании не скрывали источник данных, а открытия, подобные описанным, случались не внезапно.

Поделиться
Отправить
Запинить
1 комментарий
Тимур Гильфанов

Насколько я понимаю, тот же Яндекс использует HD карты для беспилотника именно чтобы точно определять своё положение в пространстве. У них есть отснятая в HD часть Москвы и авто уточняет своё положение по этой карте. Опять же, насколько я понимаю, эта точность нужна чтобы понимать где находится автомобиль в условиях когда разметки нет или она, например, занесена снегом.

Илья Зверев

Тимур, всё так. Но как машина будет ехать по какому-нибудь Ржеву, на создание hd-карты которого денег не хватило? Вообще, я сейчас опрашиваю разных инженеров и пытаюсь понять, что я упускаю в hd-картографии. Через пару месяцев напишу, что узнал :)