Пока, Google Maps
Сегодня утром всех пользователей картографических сервисов Google озадачила новость про преображение платформы. Одиннадцатого июня мы будем наблюдать массовый слом почти всех сайтов и веб-сервисов на Google Maps. Как минимум, на тайлах появятся слова «for development purposes only», а геокодирование и маршруты просто отвалятся. И вот почему:
- После 11 июня нельзя будет использовать никакие картографические сервисы Google без API-ключа.
- Для получения ключа обязательно вводить номер кредитной карты. Да, даже если у вас простая страничка с картой «как добраться».
Также:
- Ценообразование упростилось и напрямую зависит от количества обращений.
- Бесплатная поддержка и мониторинг в облачной консоли для всех.
- Все пользователи получат 200 долларов ежемесячно просто так на использование картографических сервисов.
- Карты на мобильных устройствах останутся бесплатными.
Стало ли лучше? Бесплатные деньги — это круто, конечно. Раньше бесплатный лимит был 25 тысяч отображений карты в день (не тайлов, а карты целиком), и запросы стоили около 50 центов за тысячу. Теперь тысяча запросов стоит 7 $, и двухсот долларов хватит примерно на 28 тысяч отображений карты в месяц. Ваш сайт-визитка с картой и тысячью заходами в день станет платным.
В обсуждении новости на Hacker News — стон десятков разработчиков. Стоимость карт от Google у многих вырастет раз в десять. Где был ноль — там теперь несколько сотен, а то и тысяч, долларов. «Transition Tool» для обновления биллинга невероятно запутан. Люди всерьёз обсуждают заглушки из статичных карт, которые по клику подменяются интерактивными.
Отдавать номер кредитки гуглю боязно. Не только потому, что контроля над расходами станет меньше и одна интересная статья на хабре может опустошить ваш счёт. Но и потому что теперь, по сути, ключ API — ключ к вашей кредитке. Вы не сможете его спрятать, потому что он в коде JavaScript. Конечно, какая-то защита есть, но достаточно умелый программист придумает способ наказать вас за использование карт от Google.
Над пострадавшими разработчиками вьются сотрудники сервисов на основе OpenStreetMap. Нет, это не #switch2osm из оптимистичного прошлого: это Stadia Maps, TallyGo, Nextzen, Geocode.Earth и, конечно, Mapbox. У которого, как обратили внимание, стоимость коммерческого использования начинается с полутысячи долларов. А если продешевить и использовать стандартные тайлы в стандартном Leaflet — ну, вы все знаете, как «быстро» грузится наша карта.
Как картографам-любителям, нам интереснее всего, что станет не с московским велопрокатом или русским геокэшингом, которые имеют неосторожность оставаться с Google Maps. Вспомним викимапию: лучший проект по подписыванию гугловских снимков. Несмотря на то, что проект скорее мёртв, он ещё шевелится, показывая тонны рекламы и привлекая единичных картографов. Можно поменять подложку на снимки Bing или Яндекса, но тогда активируются их ограничения, которые едва ли слаще. Вероятно, через два месяца у нашего проекта станет конкурентом меньше.
А для остальных — переходите на OpenStreetMap. Простым проектам достаточно Leaflet или OpenLayers с одним из десятков открытых слоёв. А сложным придётся выделить бюджет на портирование кода (Google Maps не смотрит, какая у вас там подложка первая, заменить её недостаточно), построение собственного тайлового сервера и настройку других API, что окупится экономией от прощания с Google.
А где отсылка на зимний пост, что осм-карто не для бизнеса и вас скоро попросят.