Гейдельберг 2019: понедельник

С утра дождь, ровно по расписанию, которое я посмотрел неделю назад. Но это же Гейдельберг, тут такое безобразие долго продолжаться не может: к обеду уже снова солнце. Погода тут простая: если солнце, то жара. Если нет, то подмерзаем. На ужине Кристина посетовала, что я пишу сплошь плохие вещи про Германию. Возможно: моя планка ожиданий была очень высока, потому что мне в четырнадцатом году понравился Карлсруэ вокруг SotM EU, и я надеялся, что тут ещё приятнее. А тут — обычно. Красивый старый город, которому повезло пережить войну, красивые горы всегда на фоне. Тропа философов вообще лучшая: будто за полчаса переносишься в совсем другой мир с другим климатом. Везде царит немного южный беспорядок, но он контейнирован, его держат в рамках немецкого приличия. Ездить на автобусах и трамваях с комби-билетом, который подарили каждому участнику конференций, — сплошное удовольствие: доехать можно всюду, пересадки не вызывают такого раздражения, как в России. За пять дней этот билет, правда, не контролировали ни разу.

Вечером скатался в район новостроек, и там всё для жизни: дома от четырёх до семи этажей, у каждого свой дворик, через район провели искусственный канал, рядом магистральная велодорожка. Не страшно выпускать детей: движения почти нет, зато есть где поиграть. Когда достроят центральную площадь, вокруг неё явно будет жизнь, и она будет приятной. Все здания практичны, нет моментов разочарования, как во многих других странах: «ну блин, как можно было об этом не подумать». Входы на уровне земли, никакой глупой фигни вроде заборчиков вокруг газонов или стихийной парковки у входов. Проекты так близки к идеалу, что даже тошно. Никаких приключений: вот тебе спокойная жизнь, вот тебе трамвай до работы, вот тебе гора, в которую каждый день нужно бежать.

Поехал с утра послушать первые доклады, но как всегда, залип с кем-то поговорить в холле. Даже не помню, с кем. Понимают ли мои собеседники, что если бы не бейджики, я бы на всей конференции опознал бы всего человек десять, и не понимал бы, за какую работу благодарить остальных? Завидую тем, кто запоминает лица. «Кажется, ты меня не узнал» — с улыбкой сказал парень, которого я вечером встретил в ресторане у кинотеатра. Это был Давид из Чехии, с которым мы делали редактор маршрутов транспорта в рамках Google Summer of Code, созваниваясь по видео каждые выходные. Он приехал на SotM впервые и стеснялся вписываться в разные компании, прямо как я когда-то. Потому и сидел в ресторане вместо того, чтобы бегать по городу с Квинси, Йостом, Джанет, Мингом и остальной шайкой.

На сегодня Роланд (автор Overpass API) запланировал большое обсуждение проблем предложений новых тегов. Пропозалов, то есть. Он подготовил табличку 4×2: что желательно иметь и чего избегать, что реально изменить и что нет. Дошли мы едва до третьей ячейки: у каждого из сорока человек в зале были свои мысли. Многие топили за диктатуру: какую-нибудь рабочую группу по тегированию, которая будет руководить обсуждениями. Чтобы искала людей с нужным опытом, проверяла адекватность и имела решающий голос. Вот только кого в неё выбрать, чтобы никто не возражал, и как избежать обычного для рабочих групп выгорания через год-два? Сейчас эту группу как бы составляют авторы популярных редакторов: именно они решают, что попадает в заготовки, которыми пользуются почти все картографы.

Думали про технические решения, стараясь не скатываться в совсем дебри типа модулей для вики. Например, явно стоит посмотреть в базе, кто уже пользуется предложенной схемой. Принятым схемам не хватает указания потребителей: люди же обычно рисуют карту не просто чтобы наполнить базу данных, а чтобы их объекты было видно на сайте или в приложении. Проекты Taginfo — неплохое начало, но на практике пользоваться ими невозможно: что из того, что OsmAnd поддерживает теги highway=*? Вики-страницы про теги плохи тем, что каждый их меняет как хочет, неожиданно и не всегда логично. Какая-нибудь система с RFC, запросами на изменение, могла бы помочь. А то и вообще вынести все схемы тегирования в отдельный специализированный проект.

Потеряв счёт времени, едва успел на короткие доклады. Гильем Ришар, сидевший рядом, тоже чуть не опоздал делать первый из них. А там, как водится, технические проблемы, люди куда-то пропадают, прошло уже десять минут, а люди до сих пор жонглируют флэшками и ноутбуками.

  • Джерри про почтовые ящики. Как всегда, он выдал порцию офигительных историй про атаки суфражисток, взорванные ящики из-за неправильных гербов и разноцветные ящики просто потому что. Для тегирования ящиков применяют полтора десятка тегов, и это нормально: у них действительно столько атрибутов.
  • Тьерри из OSM Brazil. Из презентации я узнал, что у правительства Франции под-домен gouv.fr, а не как мы привыкли. Автор узнал про инициативу сбора адресов во Франции (проект Bano), и захотел то же самое в Бразилии. Стучится теперь в свои муниципалитеты.
  • Майкл Райхарт показал слои в OSM Inspector: дублированные линии, «острова» роутинга и неприсоединённые линии, которые теоретически должны быть соединены.
  • Гильем прокладывает маршрут в OSRM и делает из него отношение маршрута автобуса. Но предпочёл бы, чтобы этой фигнёй не приходилось заниматься, и для отношения маршрута хватало бы списка остановок.

В большом зале после обеда устроили серию докладов про проекты по заказу SNCF, французских железных дорог. Сначала Антуан и ещё один парень показали, как непроста пешеходная маршрутизация по вокзалам. В первом приближении всё просто: рисуешь footway и заводишь роутер. Но платформы отрисованы полигонами: нужно делать роутинг по площадям. Повезло, что масштабы невелики, можно тупо соединить рёбрами все углы и точки входов-выходов. Указатели и запреты делают известными отношениями destination и restriction. Наконец, в помещениях не избежать тегов indoor=*. Таким образом оформили уже 83 станции, маршруты всех устраивают. Всё тегирование они описали в вики.

Но пешеходу непросто следовать указаниям вида «через 300 метров поверните направо». Фредерик Родриго далее повторил свой старый рассказ про использование опорных POI типа кафе и магазинов для аннотирования пешеходных маршрутов. «За макдональдсом направо» куда проще запомнить и найти.

Сотрудники SNCF Грант и Денис втопили про маршрутизацию по железным дорогам. То есть, то, что в 2012 году делал Дмитрий, но чему мы тогда не придумали применения. А в SNCF придумали: рисовать красивую линию в приложении и матчить GPS-треки с поездов (точность 10 см!) к рельсам для аналитики. Попросили Geofabrik написать модуль к движку GraphHopper, почистили данные от рельсов с service=* и usage=branch, подлатали дорожную сеть — и ура, работает по всей Франции. Поскольку опорные точки часто стоят на здании вокзалов, алгоритм не всегда понимает, какой из путей выбрать, поэтому во избежание странных маршрутов с разворотами приходится понижать точность. Конечной целью работы авторы заявляют роутинг от двери до двери: пешком до остановки, на метро до вокзала и на поезде между городов.

В другом зале Виктор с Женей хвастались маршрутизацией по общественному транспорту в OsmAnd. Задумали её год назад на прошлом сотме, где я топил в трёх разных местах про новую схему общественного транспорта. Тем смешнее было видеть «NEW public transport schema PTv2». Ей в мае десять лет исполнилось, она старее API 0.6, вы чего. Главное, конечно, что у авторов всего за полгода получилось класть нормальные маршруты по вермишели отношений, которую никто никогда не валидировал. Это куда сложнее сделать, чем переписать потом на более адекватную и современную схему. Принять эту схему — вот это действительно сложная задача. На фоне понедельничных докладов я решил, что хватит это терпеть: сделаем с Гильемом, Джозефом и ещё парой ребят рабочую группу и сообща пропихнём.

Грегори подытожил конференцию фотографиями с этих трёх дней и вызвал на сцену всех добровольцев, помогавших с организацией. Их было человек тридцать. Примерно понимаешь сложность и масштаб организации: в этом году зарегистрировались 570 человек, и ещё человек сто были бы рады приехать дополнительно. Мы смеялись над странными обедами, но пойди прокорми такую толпу. В Милане и Сиэттле обошлись пакетами с салатами и бутербродами, тут же хоть горячий суп обеспечили. И на этом фоне рабочая группа SotM предлагает думать над проведением конференции в вашем городе через два-три года. Сложновато. Аплодирую смелости и инициативности ребят из Кейптауна, которые заявили и выиграли право провести State of the Map 2020. Жду не дождусь своей первой поездки в Африку.

Поделиться
Отправить
Запинить
2019   sotm   sotm19

Мнения, высказанные на этом сайте, отражают точку зрения лично автора сайта и ничью больше: ни его бывших или настоящих работодателей, ни семьи и знакомых.

3 комментария
az09 2019

Рубашки у ребят конечно отменные, но чем им не понравился usage=branch? И где посмотреть демку/релиз?

Илья Зверев 2019

Я так понимаю, в приложении SNCF. Бранчи и сервисы они убирают, чтобы сократить дорожный граф: на длинные дистанции поезда ездят по основным веткам.

az09 2019

Т. е. надо полагать что некоторые бранчи (тем более сервисы, если они сквозные) ломали маршрут. Тонкий момент, хорошо показывающий, что и с автобусами внутри города такое не прокатит. Не надо роутить, что б получить маршруты. Надо нарисовать маршруты руками и по ним строить (на самом деле показывать) общий маршрут.

az09 2019

Ну и чтоб два раза не вставать повторюсь. Для _наземного_ ОТ очень важно по каким улицам он идет, нельзя его рассматривать как телепорт между остановками.

Популярное