Третий редактор

Написав заметку про iD, немедленно задумался: а где третий? Почему из настольных редакторов у нас выбор только между iD и JOSM?

Когда я только пришёл в проект, редакторов было три: Potlatch, JOSM и Merkaartor. Первый выбирали за простоту, второй — за фичи битком. Последний был непривычно быстр и выглядел как нормальное приложение, потому что написан на C++. Увы, соавторы для него не нашлись, поэтому Ладислав лишь чинит редкие ошибки и выносит отвалившиеся фрагменты. Последний релиз Merkaartor был в ноябре прошлого года. Пользователей он начал терять в 2013 году, уйдя глубоко в низ рейтинга вслед за Potlatch 1. Тогда же по количеству правок он уступил третье место iD, а в 2018 его сдвинул с четвёртого Go Map.

С 2013 года у нас всё ещё три популярных настольных редактора: JOSM, iD и Potlatch 2. Написанные на Java, JavaScript и Flash. Очевидно, что последний живёт только благодаря упоминанию на главной странице — хотя сам по себе он очень хорош, быстрый и простой, особенно если выучить кнопки. Но люди стремительно его забывают: сейчас он тоже уполз вниз, им пользуются для правки карты реже, чем даже OsmAnd. 31 декабря Potlatch умрёт, как я упомянул в прошлой статье, потому что Adobe прекращает поддержку Flash, и его окончательно выпилят из браузеров. Предложение Ричарда отвязать редактор от браузера Совет решил не принимать.

Так что да, выбор между iD и JOSM. Почему никто не начинает писать полноценный десктопный редактор OpenStreetMap? В списке редакторов вообще никаких намёков: есть тематические, есть обрезки, встроенные в ГИС и операционные системы, но ничего, что может заменить даже Potlatch 1. Получается какая-то двухпартийная система: не нравится JOSM — добро пожаловать в iD, у него отличный интерфейс, понятные панели и не нужно бороться с JRE. Не нравится iD — ставь JOSM, он работает офлайн у него сотни модулей и стилей оформления карты. Но... Может, нужно больше вариантов?

Кажется, тут я должен топить за поиск революционера и больше альтернатив — но данные подсказывают, что правильнее наоборот. Таблицей количества пользователей правят мобильные и тематические редакторы: у Maps.Me пользователей в полтора раза больше, чем у JOSM, и четвёрка StreetComplete — Osmand — Vespucci — Go Map тоже в сумме бьёт его по пользователям. А ниже притаились настольные и веб-редакторы отдельных элементов: GNOME Maps, OsmHydrant, Level0. Кажется, картографам их достаточно. В мире редакторов назрел перелом, и честно говоря, давно пора.

Простые и тематические редакторы — это всё, что нужно OpenStreetMap на нынешнем этапе развития. Прошло время первоначального накопления геоданных, теперь их нужно дополнять и обновлять. Поэтому каждый пятый человек, правящий данные, делает это с телефона, с улицы. Вместо количества нужно качество — незаметное, не требующее больших пакетов правок, но на которое нужны десятки тысяч людей во всех концах мира. Чтобы нарисовать пропущенную дорогу, достаточно одной кнопкой открыть iD и ещё тремя её обозначить. Всё остальное на карте уже есть.

JOSM устарел. Нам не нужен не только третий редактор, — нам уже не нужен JOSM. Рисовать тысячи домиков и сотни километров грунтовок по снимкам отлично получается у участников Missing Maps и прочих мероприятий гуманитарной команды. JOSM не только оптимизирует массовое рисование, которое давно устарело. Он местами вредит проекту и другим картографам. Например, удобством работы с мультиполигонами — стали бы вы рисовать «лоскуты» в iD? А каково их там править? Размером пакетов правок (в среднем 150 объектов против 50 в iD) — все валидаторы жалуются на плодовитых картографов. Лёгкостью подключения слоёв гугля и кадастра. Тем, что система модулей позволяет писать системы тегирования, которые вручную применять невозможно. Сложность JOSM проникает в OpenStreetMap и делает его сложнее.

Достаточно iD. Для крупных же правок у нас появился новый инструмент: RapiD. Основанный на том же iD, в нём одной кнопкой можно добавить сеть дорог, тысячи домиков и прочие данные через платформу Esri. Он закрывает вопрос импортов и раскрашивания «белых пятен». Где нет в RapiD, туда нагонят картографов крупные корпорации (в экономически интересные регионы) и гуманитарная команда (в менее интересные). Эта ситуация установилась с прошлого года, таков теперь OpenStreetMap.

Опытным картографам в этой картине отводятся места учителей и хранителей платформы: мы поддерживаем и уточняем тегирование, следим за системными ошибками менее опытных картографов, пишем системы мониторинга и управления данными (потому что у компаний не хватает экспертизы) и устраиваемся на хорошие деньги в эплы и фейсбуки руководить отделами осмеров.

Наше дело больше не рисовать основные дороги и не следить за валидаторами. Можно расслабиться, взять в руки обходные листы или StreetComplete и выйти на улицу как десять лет назад. Позаносить парикмахерские и люки. Обойти соседний двор и нарисовать в нём тропинки и заборы. Для этого достаточно веб-редактора, он нынче удобен даже на планшете со стилусом. Или мобильного приложения — а их становится больше с каждым месяцем.

Поделиться
Отправить
Запинить
4 мес   id   josm   редакторы

Мнения, высказанные на этом сайте, отражают точку зрения лично автора сайта и ничью больше: ни его бывших или настоящих работодателей, ни семьи и знакомых.

3 комментария
Mikhail K. 4 мес

Рано закапывать JOSM. Я, например, люблю иногда засесть на недельку и помапить остров в средиземноморье, куда часто езжу в велопоходы. Не представляю своей работы в iD, так как в пакетах правок присутствуют и мультиполигоны, и сами пакеты правок на тысячи объектов. Но развитие мобильных редакторов поддерживаю, возможно в том же походе удобнее было бы добавлять объекты на карту, чем оставлять заметки в навигаторе.
Интересно, RapiD может помочь в отрисовке грунтовок, хорошо видимых на снимках? Надо попробовать, если он открыт для всех.

batyrmastyr 4 мес

Из-за развития мобильных редакторов логичнее закапывать iD, а не JOSM, ведь для небольших правок альтернативы есть, а с большими нормально справляется только JOSM.
Но JOSM’у уже давно пора полностью переделать интерфейс на более человечный.

Павел Жирнов 4 мес

все смешалось в доме облонских...
непонимаю Илья почему ты надуваешь мопса как полноценный редактор ??
мапсми османд стриткомплит равноценны и умеют только в пои. поэтому сравнивать их с джосм, ид и веспучи не правильно. они не нарисуют ни площадный объект, ни более сложные объекты как в них народ не нагоняй...

распознавание объектов через ИИ вещчъ крутая, но вполне естественно хромает :(, последний раз когда в него заглядывал, он крышу дома меж листвы он выявил как дорогу (в принципе действительно похоже) и если я исходил из принцип «одной кнопкой внести тысячи домиков» сиречъ тупая копипаста, то граф дорог был искажен.

переработка джосма, переделка всех его костылей в нормальный код, имхо по сложности приравняется к созданию нового.
джосм и ид полноценно заняли весь небольшой рынок мапперов. кому попроще и понагляднее, тот берет ид. когда есть знания чтобы лезть в глубину, вплоть до чистого осм.хмл есть джосм.
чтобы «придумать новый смысл бытия» нужен альтернативный взгляд и упертость протащить новую прогу через естественную реакцию «лучшее — враг хорошего».
как и везде осм упирается в ступеньку/квантовый скачок на новый уровень.

Популярное