Вечно ноль шестой

Ровно десять лет назад проект перешёл на API версии 0.6. API, или протокол, — это то, к чему обращаются приложения-редакторы карты для скачивания и загрузки данных на сервер. Как видно, этот протокол менялся пять раз, причём каждый раз серьёзно: то отношения появятся, то сегменты (отрезки между двумя точками) пропадут. Шестая версия API — последняя. Вчера у неё был юбилей.

Зачем мне об этом знать?

API — это не столько протокол обмена информацией, сколько описание модели данных. Именно он определяет, что карта состоит из точек, линий, отношений и тегов, что у объектов есть версии, что в линии не может быть более двух тысяч точек и так далее. Когда менялся протокол, менялась модель данных. Как в реальном мире полезно знать основы физики, в OpenStreetMap полезно знать API.

Насколько всё странно было раньше?

Изменения в четвёртой, пятой и шестой версиях перечислены в вики. Вторая версия API стала работать через ссылки (REST), а не через сложные запросы XML-RPC, и в ней появились теги. В третьей версии теги вынесли из строкового атрибута xml в отдельные элементы <tag>, а сегменты объединили в линии (way).

Что изменилось в версии 0.6?

Появились пакеты правок и номера версий. Раньше объекты загружали по одному, а история адресовалась только по меткам времени. Линии ограничили 2000 точками, пакеты правок — 50 тысячами объектов (позже снизили до десяти тысяч), а члены отношений стали упорядочены (раньше они возвращались в случайном порядке). Кроме того, базу данных перевели с MySQL на PostgreSQL.

Зачем понадобилось менять протокол?

В феврале 2008 года, через четыре с половиной месяца после включения API 0.5, Фредерик Рамм написал пропозал «Пакеты правок и откаты», который поднимает важную проблему проекта: отмену ошибочных правок — и выводит из неё всё, что со временем вошло в API 0.6.

3-4 мая участники из Великобритании, Германии, Австрии и Нидерландов собрались в Лондоне на «Monitoring and Rollback Hack-a-thon», где обсудили новый API, составили его черновик в вики и наметали новые функции в коде.

Кто и как писал новый API?

Короткий ответ: Cloudmade. С 2007 по примерно 2010 годы эта компания была крупнейшей, связанной с OpenStreetMap. Венчурное финансирование помогло фокусироваться не на зарабатывании денег, а на развитии OSM. Среди её сотрудников были известные разработчики Стив Кост, Энди Аллан, Мэтт Эймос, Шон Макдональд и Гарри Вуд. В октябре 2008 они плотно взялись за код Rails Port, оценили фронт работ и разметили задачи. Примерно за две недели большая часть работы была сделана — но было непонятно, где её конец.

Финишный рывок разработчики сделали на неделе 3-9 ноября в лондонском офисе Cloudmade. Присутствовали те же сотрудники плюс Фредерик, Ричард и Грант. Сначала на встрече «APIzza 0.6» участники договорились об окончательном виде API. Затем на хакатоне на выходных они запрограммировали тесты и оставшиеся методы. Немного допилили напильником — и в середине ноября код был готов, а Бретт выпустил Osmosis с полной поддержкой нового API. Напомним, что Osmosis до сих пор является центральным инструментом в OSM: на нём работает репликация, а в то время только эта программа умела вырезать куски из карты и фильтровать по тегам.

Как переход проходил для пользователей?

11 декабря Шон Макдональд объявил о публичном тестировании нового API. На временный сервер загрузили карту Лондона и предлагали пользоваться Potlatch, JOSM, Merkaartor и Osmosis, чтобы отловить все возможные ошибки перед окончательной миграцией.

В конце января Стив Кост объявил о переходе на новый протокол через два месяца. Новая база данных должна была встать на новый сервер, но его не привезли вовремя: переход отложили на 17-20 апреля 2009 года. За день до назначенного времени Энди Робинсон предоставил официальную информацию о переходе. 21 апреля в 9:43 UTC Ричард Фэйрхёрст объявил: «Мы вернулись — с API 0.6, постгресом и новым сервером».

Так что, отменять правки теперь легко?

Впервые этот вопрос задали через три часа после включения API 0.6. Тогда был ответ «нет», и сейчас он тоже «нет». Но, по крайней мере, нынче есть выбор инструментов разной степени сложности. До кнопки отмены в интерфейсе а-ля википедия нам ещё очень далеко.

Отлично, а когда перейдём на API 0.7?

Теперь уже очевидно, что никогда.

Почему?

Протокол и модель данных достаточно хороши. Участники проекта накидывали идеи для следующей версии в эту вики-страницу; в её разделе «See Also» вы найдёте ещё несколько списков. Но не встретилось ничего настолько важного, что могло бы сподвигнуть сообщество взяться за написание API 0.7. Ни один человек самостоятельно не сможет улучшить протокол, потому что в OpenStreetMap слишком много несущих систем и участников, с которыми нужно договариваться.

Нельзя ли как-нибудь изменить по мелочам?

Современный API 0.6 заметно отличается от того, что мы получили десять лет назад. Примерно с 2012 года к нему начали прикручивать дополнительные функции, не затрагивающие модель данных. В мае 2012 приложения смогли узнать, какие у них права. В августе для перелицензирования в API добавили скрытие версий объектов. В апреле 2013 появились заметки. В ноябре 2014 пакетам правок добавили комментарии. Последний раз протокол улучшали полгода назад, когда улучшили поиск заметок через /notes/search.

Перелицензирование?

Забавный факт: 27 февраля 2009 года, в разгар подготовки к замене сервера и протокола, рабочая группа по юридическим вопросам предоставила план перехода на ODbL. По нему, весь процесс должен был занять всего три-четыре месяца — именно во столько поначалу Фредерик оценивал время на переход на API 0.6.

Поделиться
Отправить
2019   osm.org

Мнения, высказанные на этом сайте, отражают точку зрения лично автора сайта и ничью больше: ни его бывших или настоящих работодателей, ни семьи и знакомых.

1 комментарий
vshcherb 2019

Версия не сменится, но протокол то меняется. По-хорошему схема меняется, но она просто остается обратно совместимая.

Илья Зверев 2019

Да, версия API — это версия именно модели данных. Как написано в конце заметки, протокол меняется, но модель данных остаётся прежней. То, что API сервера osm.org и API работы с данными смешаны — это проблема, которую когда-нибудь решат.

Популярное