Право на POI
Торговые центры — досадные белые пятна на нашей карте: в них слишком много магазинов. Обычная практика — пройти мимо всех, сфотографировать и записать данные, а потом отрисовать, — для ТЦ не работает, потому что это не одно-два заведения на здание, а сотня-две. Целый день убить на один дом! Поэтому в городе может быть десять магазинов The Body Shop, но вы не найдёте в OpenStreetMap ни одного, потому что все они в торговых центрах, которые лень обходить.
Помня об этом, позавчера я посидел часик и отрисовал две трети магазинов в рижском ТЦ Spice, пользуясь буклетом со схемой, стащенной из этого центра. Порадовался, как удобно это в iD, и почувствовал, как приношу пользу будущим пользователям карты. Прямо захотелось ещё нагуглить схем торговых центров и щедро рассыпать POI по Риге и Минску. К чёрту схемы помещений, были бы сами магазины.
Меня остановил Павел Гаврилов:
Я правильно понимаю, что этот пакет изменений надо откатывать, потому что у нас нет ЯВНОГО разрешения использовать данные с этой коммерческой карты? Аргумент «я там ходил, поэтому имею право перерисовывать чужую карту» с Гуглом и Яндексом почему-то не принимается.
Я сначала разозлился и коротко ответил, что был там и помню все магазины (что правда для большей части внесённого). Потом задумался. Я не сканировал и не подкладывал схемы из буклета, чтобы нарисовать поэтажные планы. Только очень примерно расставил точки магазинов, взяв их название и тип. После того, как прошёл, глядя на карту, и убедился, что более-менее соответствует. Но в картировании пошёл дальше и добавил точки со второго этажа и из соседнего здания. Всем же лучше от этого: и посетителям, и магазину, и карте.
Чем эта аргументация отличается от срисовывания адресов с карты Яндекса, когда контуры зданий уже есть в OpenStreetMap? Проезжали деревню, видели несколько адресов, с яндексом совпадают. Технически это даже не копирование данных: смотрим числа, запоминаем, расставляем на карте уже по памяти.
В нашем проекте есть юридическое слепое пятно, о котором мы стараемся не задумываться: можно ли использовать рекламные и информационные стенды и буклеты для уточнения OpenStreetMap?
Очевидно, что такие материалы публикуются с целью достичь максимального количества читателей. План застройки квартала висит на крупном щите у тротуара. Схема садоводческого товарищества встречает на въезде, чтобы водители не шарахались по проездам, а сразу ехали куда надо. Компании посвящают отдельные страницы сайтов планам проезда: там и адрес, и координаты, и карта, а то и две. Они печатают свои адреса на визитках. В торговых центрах раздают буклеты, чтобы задержать покупателей: вокруг столько интересного!
Присутствовать на картах важно для всех. Поэтому магазины, компании, торговые комплексы сами идут к 2ГИС, яндексу или посредникам, чтобы их можно было найти. За четыре дня до меня в тот ТЦ зашла «рокетдата», добавив в случайные координаты внутри здания аптеку. Аптека заплатила компании, чтобы появиться в OpenStreetMap. Откажется ли ТЦ от того, чтобы кто-то бесплатно перенёс их план на карту, которую используют примерно все? Разве что из подозрительности: обычно это стоит больших денег; бесплатное картирование бывает только в мышеловке.
Сложно понять, где кончается ground truth и начинается копирование чужих данных. Отметить «пятёрочку» по фотографии, не зайдя внутрь и не убедившись, что это продуктовый магазин, нормально? А натолкнуться на дверь с двумя десятками плашек всяких адвокатов и турфирм, не открыть её и внести всё это в OSM? Нарушает ли это права владельца этого бизнес-центра? Прощёлкать панорамы улицы и добавить на карту все POI, что видны на фотографиях, нарушает авторское право фотографа? Можно ли, взяв визитку с адресами филиалов турфирмы, закартировать их?
Общепринятое мнение опытных участников проекта — нет, без явного разрешения никакие источники использовать нельзя. Как бы все стороны ни хотели появления данных на карте, должен произойти акт разрешения. При этом часто простого согласия голосом недостаточно, и подписи секретаря тоже. Формально, хочешь срисовать план торгового центра — иди к директору и требуй бланк с печатью. Увидел на фотографии пятиэтажный дом и хочешь проставить тег этажности — спрашивай разрешения у фотографа. Подруга говорит, что за углом открылся ресторан, — убедись, что она разрешает использовать эти слова для уточнения карты.
Эти требования кажутся смешными, но обоснования ответов на них определяют будущее OpenStreetMap. Мы уже более-менее разобрались с рисованием геометрически протяжённых объектов: дорог, лесов, городов. С адресами всё тоже более-менее ясно. Есть крупные источники геоданных, которые чаще всего нельзя использовать, есть государственные и открытые данные, есть снимки. Одно разрешение открывает геоданные целого города или страны, поэтому мы продолжаем писать запросы. Ответили отрицательно — не беда, возьмём другие источники или снимки. У нас есть выбор.
Для заведений выбора нет. Никаких крупных баз, которые потенциально могут разрешить использование. Либо обходить ногами и записывать, либо просить миллион разрешений от миллиона источников, в каждом до сотни заведений. Что делать — выделить шкаф для складирования ответов? Или перечитать законы и пересмотреть условия использования информационных материалов?
POI не могут ждать. Дороги пролежат десятки лет и их названия не изменятся, деревни тоже дождутся заблудшего картографа. Рано или поздно мы нарисуем административные границы и все велодорожки, поэтому нет смысла спешить, подключать нейросети и тырить данные из крупных ГИС. Но в случае заведений политика ожидания не работает. Салоны красоты появляются и исчезают; приходит вирус — и торговые центры вычищаются; наносить магазин за углом бесполезно, когда весь квартал ходит в этот магазин уже десять лет.
Легко делать самую актуальную карту в контексте развязок и новостроек, сложнее следить за свежестью магазинов в ближайшем ТЦ. Муторно и трудно увидеть своими глазами и записать все заведения в своём районе, невозможно повторить такой обход во второй, в третий раз. Сообщество OSM с подозрением смотрит на импорты и не уверено, что можно использовать любые сторонние материалы, от списка адресов на сайте компании до плана эвакуации на стене. Даже приложения, которые позволяют добавлять заведения любому, кто проходит мимо, не устраивают многих осмеров. Может ли с такими ограничениями наш проект быть надёжной картой не только улиц, но и заведений?
Я бы хотел порисовать магазины в торговых центрах и сети закусочных по информации с сайтов и буклетов, но не уверен, что это можно. Поэтому я сделал тему на форуме: делитесь в ней мыслями про юридические ограничения и опытом массового рисования заведений. Давайте решим, где факты, а где авторское право на базу данных.
Куда писать о скопированных данных? Попадались большие области, где на карте просто фарш.
Обход ТЦ — занятие на любителя, к тому же каждый месяц эти магазины могут закрываться.