Позднее Ctrl + ↑

Без нулей и единичек

Это новый логотип OpenStreetMap, как его предложил Elio Qoshi, дизайнер из Албании. Обсуждение в тикете гитхаба закрыли, оно продолжается в рассылке talk@. Участникам нравится его чистота и масштабируемость, но едва ли логотип заменит нынешний: рановато.

Октябрь, месяц вечерних встреч

Вчера ударно прошла «Схемотехника 06», на которую пришли почти тридцать человек. Видеозаписи вы увидите в течение недели по ссылкам с официального сайта, как и объявление о седьмой встрече в ноябре.

Прямо послезавтра, 15 октября, Эдуард Казаков приглашает в Петербург на встречу ГИС-Лаба. Целый день выбирали время начала в дудле, остановились на 15 часах.

27 октября в Минске белорусы впервые устраивают встречу энтузиастов ГИС и открытых карт: byGIS Meetup. Пока что в докладчиках двое сотрудников Juno, хорошо бы их разбавить.

А в следующий четверг, 20 октября, «Теплица социальных технологий» проведёт ежегодный «вечер оживших карт», на этот раз не только в Москве, а одновременно в нескольких городах: в Ульяновске, в Самаре, в Иркутске, в Перми, в Нижнем Новгороде, в Казани и, на день позже, в Новосибирске. Это большое и гостеприимное мероприятие для новичков, которые про OpenStreetMap узнали только из анонса, и для опытных осмеров, которые хотят посмотреть на этих новичков, научить их чему-нибудь или тихо помапить в углу.

Организаторы (и я) ищем помощников для этих мероприятий. В идеале нужно будет рассказать что-нибудь на тему OSM: про редактирование из iD или JOSM, про обработку данных, про интересные и полезные сайты и приложения, про тегирование и Overpass Turbo. Любая тема подойдёт, главное — чтобы суть и польза были понятны людям с улицы. Свободен вечер четверга? Регистрируйтесь по ссылке для вашего города и приходите. Сейчас эти мероприятия — кажется, самый эффективный способ продвижения OpenStreetMap в России.

(Фотография Алексея Ницы)

Leaflet 1.0

Мы уже не чаяли: 27 сентября, наконец, опубликован релиз библиотеки Leaflet 1.0.0. Спустя целых три года после выхода 0.7 и всего год после объявления «мы на финишной прямой к релизу».

Основным изменением, как всегда, стала скорость: многие функции переписали чуть ли не с нуля. Особенно заметна скорость отрисовки векторных слоёв. Появилась функция flyTo(), анимированными гифками которой когда-то рекламировали эту версию, и дробные уровни масштаба. Плагин Leaflet.label больше не нужен: вместо него в ядро добавили класс L.Tooltip. Ну и взаимодействие между кучей слоёв разных типов теперь должно быть предсказуемее.

В будущем авторы, уставшие от этого марафона, обещают релизы раз в две-четыре недели. Особых планов на следующие версии нет: только документация, рефакторинг, валидация плагинов.

2016   javascript

Премия OpenStreetMap

Вы не поверите, но премия, об идее которой я рассказывал в июле, жива! Мы долго обсуждали список категорий, по которым распределить номинантов, и с великой болью его ужали с двадцати до всего шести пунктов. Затем месяц собирали номинантов в эти категории, и собрали более сотни. Где-то очевидных, вроде WeeklyOSM в категорию блогов или наших администраторов в категорию инфраструктуры, где-то — совершенно незнакомых людей (из которых, например, целиком состоит категория «за картирование»). Целую неделю группа добровольцев из OSMF спорила, кого выбрать и кого выкинуть из шортлиста, и в итоге выбрала по неидеальной, но лучшей среди возможных пятёрке номинантов в каждой категории. И начался финальный этап премии.

Зайдите на сайт премии OpenStreetMap и выберите человека или команду, наиболее достойную награды в этом году. Всего-то шесть раз выбрать одного (или одну) из пяти: кажется, просто.

Пока не начнёшь читать описания и тыкать в ссылки. Тридцать лучших участников OpenStreetMap, показавших, как надо, сделавших карту чуть лучше, а жизни как простых людей, так и мапперов, — чуть легче. Когда воспринимаешь это не как «кому дать», а «каким четырём людям не дать», выбрать самых лучших становится почти невозможно. Но на церемонии мы, конечно, с уважением упомянем всех, и разница между призёром и остальными номинантами будет невелика. Это первая премия, и впереди будут ещё десятки таких же: получат все. Выберите кого-нибудь, и в следующем году записывайте имена, чтобы внести их в следующий список номинантов.

Голосование закроется 22 сентября, до того времени можно менять выбор. Церемония награждения пройдёт на брюссельской конференции State of the Map 2016 в воскресенье, 25 сентября.

Для кого тайлы?

Сейчас в чатике продолжился спор про расширение мощностей тайл-серверов OSMF в контексте недавнего блокирования сайта про покемоны. Если не слышали, то, во-первых, подписывайтесь на твитер и телеграм, во-вторых, 9 августа очередной сайт с покемонами на карте подключил подложку с osm.org и увеличил нам тайловый трафик на 13%. Серверы упёрлись в производительность дисков, и скачивание тайлов замедлилось у всех. Распределённое кэширование (Tile CDN) не помогло, так как пользователи требовали новых, ещё не отрендеренных тайлов близких масштабов. Сайт заблокировали, а затем из-за махинаций его владельца притормозили выдачу тайлов при отсутствующем заголовке «Referer».

У многих возник вопрос: почему бы не закупить новые диски и новые серверы, чтобы справиться с нагрузкой? Это ж всего 13%, а с апреля трафик увеличился на целых 66%. То есть, до конца года мы с такими темпами роста не доживём. Поставить SSD — один из способов решения: сейчас тайлы хранятся на HDD, а проблема возникла именно из-за скорости отдачи. Это дорого (500$ в месяц, которые предлагает автор покемоносайта, не помогут) и лишь отсрочит затык. Участники рабочей группы OWG сейчас обсуждают другие способы: например, добавить третий тайловый сервер. С прошлогоднего сбора осталось немного денег, которые пойдут и на эту задачу. Также они заметили дублирование метатайлов на двух серверах: Мэтт Эймос посчитал, пересечение оказалось всего 17%, так что едва ли поможет, но всё равно попробуют устранить. Ещё 25-50% ускорения можно получить от перекластеризации базы данных: по сути, физического упорядочивания строк в таблицах.

Сайт fastpokemap временно перешёл на тайлы ESRI

Но надо ли бежать исправлять? Энди Аллан в рассылке dev@ объяснил, что нынешних ресурсов хватит ещё на много лет, если использовать их по назначению: для мапперов. Именно так: все сервисы, что работают на серверах Фонда OpenStreetMap, предназначены для редакторов карты, включая API и картостиль. Исключение — файлы, хранящиеся на planet.osm.org: они для всех. Главной задачей OSMF является их постоянная доступность под открытой лицензией.

То есть, если вам нужны тайлы, Фонд не обязан их предоставлять и обеспечивать доступность. Если, конечно, вы не разработчик осмерского редактора или сайта osm.org. Да, мы долгое время позволяли использовать наши тайлы всем, за редким исключением приложений для пакетного скачивания. Но даже страница с условиями использования тайлов отмечает: «данные OSM бесплатны и открыты для всех. А тайлы — нет». Рано или поздно админам надоест, что основными пользователями тайлов стали разработчики, которым неохота платить другим компаниям, и они начнут закручивать вентиль. Никакие взносы в 500, 1000 или 5000 долларов в месяц не помогут: мы рады новым корпоративным членам OSMF, но платных услуг не предоставляем.

Последний безлимитный провайдер тайлов на основе OpenStreetMap, MapQuest, прикрыл сервис 11 июля. Все остальные — Mapbox, Stamen, CartoDB, Thunderforest и многие другие — имеют ограничения и ценник. Кто-то готов обсудить enterprise-план, кто-то — настроить рендерер на ваших серверах или в облаке. Стоит это недёшево, но вы же не думали, что к бесплатной открытой карте, созданной добровольцами на энтузиазме, прилагаются бесплатные сервисы и поддержка.

Ранее Ctrl + ↓

Мнения, высказанные на этом сайте, отражают точку зрения лично автора сайта и ничью больше: ни его бывших или настоящих работодателей, ни семьи и знакомых.