Позднее Ctrl + ↑

Грозный

Позавчера закончилась онлайн-картовстреча, на которой мы полторы недели рисовали город Грозный. Прошлое совместное рисование было почти два года назад, и стало скучновато, поэтому я прошерстил список городов в вики и нашёл единственный плохо отрисованный город в категории 200к+. Кроме того, Грозный — единственный федеральный центр, над картой которого почти никто не работал.

Рисовать пирог всегда тяжело: не технически, но поди оцени размер кусков. Слишком маленькие — и люди не захотят совместно одолевать дорогу в 400 ступеней. Слишком большие — все будут делать по половине или по трети, и отсутствие 100% деморализует. Впрочем, MapCraft принимает пирог только в одном формате, поэтому технически тоже пришлось проявить смекалку. Выделил все линии, разбил на перекрёстках (это utilsplugin2), собрал из всего мультиполигоны и затем последовательно превратил в обычные полигоны (с reltoolbox).

Зато когда пирог готов и залит, здорово каждый день наблюдать за его медленным озеленением. Вот появился зелёный островок, вот кто-то порисовал с краю города, а теперь проводим непрерывный зелёный пояс от одного конца города к другому. Словно компьютерная игра, вот только за каждой клеточкой — несколько часов работы картографа.

На сервере с мапником поднял обновление Грозного раз в 10 минут и запуск nik4 при каждом обновлении. Все скрипты складываю на гитхаб, документацию пишу помаленьку. Сначала думал сделать автоматические анимированные гифки из картинок, но было лень, поэтому раз в два дня давал ссылки на обычные png «до» и «после». Порадовал pfg21, наскоро сделавший из этих картинок анимацию. Теперь же можно показать окончательную анимированную гифку: на ней видна разница между утром 28 февраля, когда удалили огромный полигон landuse=residential, и утром 9 марта.

Скрипт также считал длины линий и количество домиков (хотел добавить подсчёт адресов, но достойного источника не нашли). На форуме восхищался внезапными тысячами деревьев, а в итоговой заметке можно и графики показать (время на них в UTC).

Удивило даже не количество заборов в Грозном, а тщательность их отрисовки осмерами. Обычно на заборы обращают внимание только в промзонах, а в частном секторе их обклацывать слишком муторно. Но тут будто конкурс какой прошёл: длины заборов исчислялись в сотнях километров. На карте, конечно, их найти элементарно: хоть чуть-чуть, но есть в каждом куске.

Файл pbf с картой Грозного до картовстречи занимал 17% от всей Чечни (380 килобайт), после — 46% (1668 килобайт). То есть, за неделю подрос в 4,4 раза. Нарисовали так много, что картинка с разницей похожа на шум. Подзабытый скрипт osmdiff, написанный gary68 семь лет назад, помог с числами. Всего в картировании участвовали примерно 35 человек. Добавили больше пяти тысяч точек восемь осмеров: Serzhanya, Семён Семёнов, Felis Pimeja, Danidin9, asdqweasd, Kazykan, aks46, Batareikin. Я — только 3700. В целом точек было 30 тысяч, стало 210; линий было 5 тысяч, стало 43.

Пока обклацывал кусочки, воплотил давнюю мысль: записать летсплей, как когда-то Kilkenni. А Felis Pimeja отличился круче: не только нарисовал поребрики в центре города (как водится, по особому смещению подложки), но и поманьячил в 3D:

Наконец, анимация правок. С помощью ffmpeg получил видео из набора подписанных картинок. А дальше — разбавить сорокасекундный ролик фрагментами с 14-го масштаба, кадрами других картостилей и, конечно, maps.me, и найти не слишком бесячую музыку в библиотеке ютуба. Картовстреча завершена, но теперь проще будет проводить следующие, так что ждём их. То есть, уже дождались: неделю назад Макс Васильев запустил обклацывание Симферополя.

josm-tested XVIII

В выходные вышла очередная «стабильная» версия JOSM, 9900. От прошлого релиза её отделяют 8 недель и 571 правка: беспрецендентное количество изменений, раньше между версиями было не больше пары сотен правок. Большинство изменений касаются автотестов и качества кода, так что новая версия действительно чуть стабильнее предыдущих.

Самое раздражающее изменение, впрочем, сделали ещё в декабре: предупреждение о необходимости привязки подложки появляется теперь для каждого слоя отдельно, включая слои OpenStreetMap. И пока не кликнешь галочку «не показывать снова», его будут показывать снова и снова. Изменение, кажется, того же плана, что недавнее обязательное подтверждение при разрезании линии: проблему легко увидеть, посидев полчаса над редактированием карты, но разработчики JOSM — не из таких.

Самое заметное изменение новой версии — привязка к масштабам подложки. То есть, при добавлении слоя OSM или Bing больше не нужно в меню по правой кнопке привязываться к размеру тайла, это делается автоматически. У слоя в панели, к которому привязаны масштабы, рисуются шашечки. Также:

  • в окне редактирования отношений можно таскать объекты мышкой;
  • поиск по пунктам меню спрятали в «Справку»;
  • починили медленную прокрутку многих панелей колесом мыши;
  • в экспертном режиме можно разрешать все конфликты махом в свою или чужую пользу;
  • комментарий к пакету правок не теряется при отмене загрузки;
  • при прерывании загрузки треков показывают те, что успели скачать;
  • на карте и в пресетах появились теги из групп craft=* и emergency=*;
  • в экспертном режиме можно запретить загрузку слоя на сервер из выпадающего меню;
  • поддержка субсекундных меток времени в EXIF и субсекундная привязка фотографий к треку.

Более длинный список изменений можно почитать на сайте редактора или в переводе на josm.ru.

Схемотехника

Прежде всего, в это воскресенье, 24 января, в Краснодаре «Спутник» проводит картовстречу. Есть пирог на 5 кусков. Встреча в 12 в центре города, где именно — сейчас решают.

Традиционная январская встреча в Москве не состоится. Вместо неё мы попробуем начать новую традицию. Встречи будут каждый месяц, всегда в помещении, и одновременно двух сообществ: OpenStreetMap и ГИС-Лаб. Отчасти это миниконференции, так как небольшие доклады в начале приветствуются. Отчасти — просто встреча, потому что большая часть времени отдана под свободное общение. Иногда формат будем менять: например, сделаем мастер-класс, code-sprint или конкурс на скоростное рисование домиков.

Первая «Схемотехника» (название, кажется, окончательное) пройдёт в офисе Mail.Ru Group, где была конференция «Открытые ГИС», 6 февраля, в субботу. Займёт весь день с 12 до примерно 18. Регистрация обязательна, кликайте в ссылку на сайте. Будут пицца, интернет и проектор.

Нет, карта

BushmanK в декабре длинно обосновал, почему новичкам лучше сразу говорить, что OpenStreetMap — это база данных, а не карта. В обсуждении заметки на радио я предположил, что каждый осмер проходит три стадии понимания.

Как новичка не убеждай, а он видит: словом OpenStreetMap подписывают растровые карты, которые подобно гуглю и яндексу появляются на разных сайтах, и венце их openstreetmap.org. Эти карты умеют находить адреса и прокладывать маршруты. Правда, пробок нет, и слоя снимков, поэтому OSM явно проигрывает своим конкурентам. Зато работает в навителе, есть кнопка «редактировать», да и, говорят, карма чистится, если править эту карту, а не народные. Хорошее дело народным не назовут.

Через пару месяцев бороздения форума и вики заматеревший осмер понимает: карта — это вообще не про OSM. Мы наполняем некую абстрактную базу геоданных, которая может быть представлена в любом виде и использована столькими способами, что не всегда и поймёшь, гео это или нет. Есть набор абстрактных тегов, есть сомнительная точность на всех этапах, есть целостности физическая, геометрическая и логическая (и печальное отсутствие средств их сохранения). Опытный участник умеет пользоваться редактором Level0 и видит, откуда пошли все правила участия в проекте. И, конечно, при объяснении сути проекта новичкам он идёт напрямик, ошарашивая пунктом первым: «OpenStreetMap — это база геоданных».

Третья стадия — это когда осмер понимает, что всё это время он рисовал карту! То есть, конечно, это всё ещё база данных. Но чтобы понять, что нужно добавлять в эту базу, нужно понимать, что продукт OSM — это, как ни странно, карта. Карта того, что есть в реальности, с уровнем детализации как у карты, с системой координат, слоями, подписями и т. п. То, что это карта, отвечает на многие странные вопросы, типа стоит ли добавлять контуры снимков или маршруты самолётов. В базу геоданных — да. На карту — нет. Понимание того, что OpenStreetMap — это, прежде всего, карта, упрощает решение вопросов и экономит время. А когда не мучает экзистенциальная тоска, наполнять базу геоданных становится веселее.

Разница между первой картой и последней в том, что вначале карта OpenStreetMap воспринимается как полуфизический объект: изображение на экране, распечатанный лист. А на третьей стадии осмер понимает карту как совокупность всех возможных карт, которые можно получить из данных OSM. Дороги всех цветов и размеров, населённые кварталы в виде домов, закрашенных прямоугольников и строк в таблице населённости, POI в поиске, в картинках, в записной книжке, в роутинге, в базах данных, в цифровом искусстве, в табличках на их прототипах. Рисуя и тегируя линию, опытный осмер видит все возможные применения для неё, и понимает ограничения среды, модели и здравого смысла. В двух словах это можно сократить до «рисуем карту».

Но понимая, что у каждого участника проекта разные взгляды на его продукт и терминологию, и ожидая толпы новичков с немного искажённым понятием карты (ох этот навител), осмер мгновенно поднимается на четвёртую стадию понимания проекта, которую подметил Эдуард «edward17»: OSM — это боль.

Жизнь без Стива

В 2004 году Стив Кост придумал проект OpenStreetMap, написал для него инфраструктуру и убедил чёртову уйму людей в перспективности задумки. В 2006 году он зарегистрировал организацию OpenStreetMap Foundation, и служил в ней председателем до 2012 года. Попутно, с 2007 по 2010, он пытался заработать на OSM деньги, создав компанию Cloudmade. Не получилось — в 2011 году он устроился в Bing, договорившись о выдаче всех спутниковых снимков для обрисовки в OSM. Позже он ушёл в Telenav, руководить перспективными разработками.

В августе 2012 года он уступил место председателя Совета Саймону Пулу, приняв звание «почётного председателя». К тому времени он уже почти не участвовал в жизни проекта, но время от времени писал заметки на тему, как несколько людей в OSM препятствуют развитию. За последние три года он несколько раз появлялся в сообществе, особенно заметно — год назад во время выборов в Совет OSMF. Каждый раз его запал иссякал в течение дней, и он снова пропадал на полгода-год.

Позавчера в рассылке osmf-talk@ Джерри Кло возмутился твитом от официального аккаунта @OpenStreetMap, продвигающим очередной кикстартер Стива (плакаты а-ля «все дороги в Рим», доставка в Россию стоит 130$). Поскольку твитер не слишком активен, такие рекламные посты очень выделяются, и мало кому ещё удаётся пропихнуть туда свои проекты. Вина, понятно, на CWG, но и на Стиве, который с большим шумом вернул себе право писать твиты в @OpenStreetMap три года назад. Итогами были не только рекламные твиты Стива, но и уход Ричарда Фэйрхёрста из Совета.

Спор неожиданно, с подачи Саймона Пула, перекинулся на личность Стива Коста и на его титул почётного председателя. Мол, с большими полномочиями (это, на минуточку, право участвовать в заседаниях Совета и выступать на конференциях от имени OSMF) должна идти большая ответственность, которой нет. Затем пошли разговоры о новых номинантах на этот титул. Переписка закончилась заявлением Стива Коста, согласованным с Советом: с этого дня он перестаёт быть почётным председателем и отдаёт право писать в твитер.

Так OpenStreetMap стал одним из немногих открытых проектов (единственным?), где основатель не только не управляет им по сей день (как в Linux или Wikimedia), но даже не имеет каких-то особых полномочий. Теперь Стив Кост — обычный член сообщества, как любой из вас. И как любой из вас, он может приносить огромную пользу проекту каждый день: дорисовывая карту, участвуя в разработке, организуя мероприятия или используя OpenStreetMap в работе над другими потенциально популярными сервисами.

Ранее Ctrl + ↓

Мнения, высказанные на этом сайте, отражают точку зрения лично автора сайта и ничью больше: ни его бывших или настоящих работодателей, ни семьи и знакомых.