Позднее Ctrl + ↑

Везде успеть

Как пишет официальный блог OSMF, сегодня последний день, когда билет на конференцию State of the Map в Бирмингеме можно купить со скидкой в тысячу рублей. До окончания скидки в полтысячи на SotM Baltics 2013 в Тарту остаётся ещё десять дней. Но мне напомнили о другом, более страшном дедлайне: номера в гостиницах и хостелах, оказывается, иссякают! Не так печально упустить окончание предварительной регистрации, как прошляпить хорошие цены на бронирование. Пока что ещё можно найти место в тартуском хостеле за 700 рублей в день и в отеле за 1000, но это ненадолго. Организаторы SotM Baltics составили для вас список мест ночлега, но сайта booking.com (или какой вам нравится больше) достаточно.

Также стало известно место проведения конференции: это главный корпус Тартуского университета. Слов нет выразить, как повезло тем, кто удостоится чести войти в это богатое историей здание. На сайте SotM Baltics разместили несколько слов и фотографий про университет и окружающий его город. Напомню, что специально для участников из России организаторы подготовили приглашение и инструкции на русском языке.

Приём заявок на доклады на бирмингемскую конференцию закрывается 10 июня, а на SotM Baltics 2013 — спустя месяц, 7 июля. Это не повод откладывать формулирование темы презентации на последний момент (хотя не сомневаюсь, многие так и поступят): подав заявку заранее, вы сможете уделить больше времени дописыванию библиотек, поиску фактов и новых доводов для своего доклада. От вас требуется немногое: только название и краткое описание презентации.

Напомню, что 9 июня в Сан-Франциско начнётся конференция State of the Map US, по популярности в последние годы затмевающая основную. Сразу после неё откроется однодневная коммерческая конференция OSM PLUS, а затем, с 12 по 14 июня, в швейцарском городе Рапперсвиль пройдёт немецкоязычная FOSSGIS 2013, куда от OpenStreetMap записались 16 докладчиков.

Фотография © Alessandra Rovati, CC-BY-SA

Два приложения и пакет

На этой неделе Google опубликовал список студентов, которые посвятят всё лето работе над открытыми проектами в рамках программы Summer of Code. Из-за проблем с организованностью OpenStreetMap не успел подать заявку на участие, но нас взял под крыло проект OSGeo, и в итоге нам достались трое студентов, чьи проекты один интереснее другого.

  • Пол Норман из Канады под руководством Кейт Чепмэн напишет прокси-сервер для получения данных OSM, который помимо снятия нагрузки с основного сервера можно будет использовать как полноценный прокси для региональных выгрузок: например, для работы над фрагментом карты в отсутствие общего подключения к интернету. Пол известен как активный член Data Working Group (именно он заведует Карающим Роботом) и автор ogr2osm и mapbook.
  • Павел Мельников из России со мной в качестве ментора напишет Android-приложение для сбора данных с субсекундной точностью, амальгаму OSMTracker и NanoLog. Также его можно будет использовать вместо обходных листов, подгружая карту и рисуя поверх неё. Результат можно будет загрузить на центральный сервер и позже обработать с помощью специального плагина JOSM (которые на мне). Павел предпочитает обращаться в международном сообществе, и известен своими фильтром RSS правок и простым визуализатором ченджсетов.
  • Vreixo Luís González Caneda из Испании под присмотром Штефана Штайнигера возродит и улучшит клиентское приложение проекта OpenTripPlanner для роутинга с использованием маршрутов общественного транспорта, тоже для Android. К сожалению, данные OpenStreetMap в нём используются только для пешеходной навигации между остановками, а сами геопривязанные маршруты транспорта берутся из GTFS. У этого студента не такой богатый опыт участия в открытых проектах, как у предыдущих, но он выглядит серьёзно заинтересованным в области ГИС, и как будто действительно хочет принести пользу жителям своего города, создав GTFS всех маршрутов и выпустив приложение для работы с ним.

До 17 июня студенты изучают матчасть и сообщества, после чего приступят к работе. Традиционно отчёты публикуются еженедельно, а в начале августа и середине сентября менторы и студенты должны подать в Google отчёты о проделанной работе. Если всё пойдёт по плану, это будет самый продуктивный GSoC из тех, где участвовал OpenStreetMap. И этим он значительно подпортит мне материал для доклада про то, как у нас всё плохо, на State of the Map 2013 в Бирмингеме.

За дороги и электричество

Позавчера открыли голосование за пропозал, вводящий новый тег power=plant для обозначения электростанций, и слегка корректирующий требования к тегированию power=generator. В частности, добавляется тег generator:type для более детальной классификации генераторов энергии. Страница весит 50 килобайт (и ещё 35 — обсуждение), но большую её часть занимают примеры и классификация. Отдать голос можно до 10 июня.

Спорные предложения переименования sub_station в substation, уточнения схемы тегирования подстанций и их компонентов и перевода тега power=station в устаревшие вынесены в отдельный пропозал (с сорокадвухкилобайтным обсуждением). Я был неправ в февральской заметке: трансформаторные подстанции останутся substation с дополнительным тегом substation=distribution. Пропозал хорошо проработан и щедро иллюстрирован, этап RFC начался неделю назад.

Также со вчерашнего дня мапперы голосуют за отношение through_route, указывающее направление главной дороги на перекрёстках, где это не очевидно. Автор дал лишь один пример, из которого не совсем ясно, что главная цель этого пропозала — указать, где навигатор должен требовать поворота, даже если на карте маршрут выглядит как прямой. Полезный пропозал, но, как замечают многие проголосовавшие «за», требует развёрнутых пояснений.

Для обозначения приоритета главной дороги, кстати, можно применять тег priority_road со значениями designated или yes_unposted (зависит от наличия перекрёстков со второстепенными дорогами после знака). В России, как ни удивительно, этот тег используется ноль раз.

Об интровертах

Распространено мнение, что OpenStreetMap — проект для программистов, сисадминов, научных сотрудников, активистов открытых данных, но главное — для тех, кто не любит общаться с другими людьми и вообще выходить на улицу. На деле же именно такие люди чаще всего вредят проекту.

Например, serge56, блиставший два года назад. Типичный случай: приходит новичок (часто из аналогичных коммерческих проектов), быстро читает справочник Map Features, ставит JOSM и начинает фигачить-фигачить-фигачить. Окружающие мапперы смотрят на это и не понимают: как человек на снимках IRS разглядел дренажные канавы? Откуда взял номера домов для целого города? Двигает ли снимки под треки? Понятно, что иногда есть генплан, добытый в администрации, или детальный снимок, купленный у СканЭкса с требованием не распространять, но почему-то на вопрос «откуда дровишки» такие люди, неожиданно, распаляются, грозятся всё удалить, ругаются, изобретают неправдоподобные ответы, и в целом ведут себя неподобающе.

Причина понятна: они пришли в проект, увидели мощный редактор и справочник, провели параллели с прошлым проектом, и благодаря JOSM обрабатывают десятки квадратных километров в день. Но дело в том, что OpenStreetMap не похож ни на один другой картографический проект. Карта не важна. Главное — её качество. Нюансы критериев качества сложно понять, не интересуясь ими, а узнать, что ими нужно интересоваться, нельзя без участия в сообществе: чтения форума, как минимум. В итоге, тех, кто занимает первые строчки рейтингов, далеко не всегда рады там видеть.

Другой, но похожий, случай — подневольные мапперы. В каком-нибудь городе неизвестно откуда появляются все адреса на коряво нарисованных домиках — это таксисты установили на свои навигаторы OSM. Потлатчер перерезал в прах половину маршрутов общественного транспорта — это готовится транспортный портал. Поверх уже нарисованных границ вторым слоем добавили такие же, но неточные — отдел информатизации области нашёл подходящую базу геоданных. И так далее. С одной стороны, здорово, что OpenStreetMap втихую, в обход государственных геоданных мятущегося росреестра, проникает в муниципальные и частные организации. Вот только заставив людей изучать наши редакторы, почти невозможно побудить их выучить правила и общаться с сообществом. Когда мы замечаем «улучшения», нередко взятые с печатных карт («в каждом ларьке лежат, что такого?!»), уже поздно пить боржоми: как ни жаль, приходится всё стирать. Страдают все: и компании, потратившие десятки тысяч рублей и недели на загрузку данных, и участники OSM, теряющие ценный вклад, не всегда без ущерба для соседствующих объектов.

Программисты известны своим затворничеством. Это легко испытать на себе: взявшись за воплощение давно лелеемых планов, я почти перестал писать в штосм и общаться на форуме. И уже не в курсе современных схем тегирования. Открывая OpenStreetMap, технари в восторге: сотни гигабайт данных, которые можно вертеть как угодно! Схема тегов! Только почему-то не нормализованная, с десятком дублей. Почему бы не привести теги на объектах в порядок? Или взять массив GPS-треков, посчитать скорости и направления для каждого ребра и прописать их в какой-нибудь maxspeed:practical. Сообщество спасибо скажет!

Суть OSM — в хаосе, в изобретении собственных тегов, конкурирующих схемах, рисовании пучка железнодорожных путей одной или несколькими линиями, мерцающих статусных частях и мозолящих глаза landuse=military. Это не удобная база данных. У неё нет правильной формы. Любая автоматическая правка не добавит информации, но, скорее всего, потеряет её часть. И это я ещё не касаюсь импортов, которые в определённый момент так достали участников, что нынче для запуска любого робота требуется пройти чеклист из 13 пунктов — которые, впрочем, сводятся к одному. Общайтесь с сообществом. Но нет, программисты предпочитают обосновать для себя («это же простой скрипт, где здесь вред?») и запустить. Лишь потом выясняется, что в названиях тегов опечатки, значения скорости или этажности выписаны с 14 знаками после запятой, и все нечётные точки сдвинуты на полметра. И обнаруживает это не программист, уже переключившийся на другую интересную задачу, а участники сообщества месяцы спустя, когда откатить правки уже непросто.

Всего этого можно избежать. Надо лишь понять и заявить: нам не важна карта. Она — лишь побочный продукт. В OpenStreetMap главное — сообщество, и человек, у которого один пост в форуме на 10 нарисованных линий, нам ценнее человека с одним постом на 1000. Если вы не задаёте вопросы, вы поступаете неправильно и почти наверняка ломаете данные. Количество — критерий качества у коммерческих проектов, вроде Народных карт или Map Maker. В OSM критерии качества — это лицензионная чистота данных и диалог (начиная с осмысленных комментариев к ченджсетам). Нет того или другого — будьте готовы, что ваши данные кому-то не понравятся и будут удалены.

Конечно, описанных мапперов-затворников всего десятки, против тысяч нормальных участников. Но даже один человек может так сломать карту, что все остальные будут чинить месяцами. Например, участник Localknowledge по незнанию поменял в Петербурге некоторые oneway=yes на no, и следы этого вандализма мы вылавливаем уже долго, а один из пользователей, веря в OSM, схлопотал ощутимый штраф.

Положительные примеры в этих категориях встречаются, но нечасто. ShurikF так хорошо обрисовал снимки Bing, что вопросов не остаётся: что видно — то и на карте. При этом ни разу не написал на форум, что, конечно, плохо. Нельзя не вспомнить Рыбинск. Группа пользователей с префиксами «РГС» детализирует города в Беларуси, и сообщество, вроде, не против, хотя никто не знает, кто это. Автоматических правок на территории России не видно (если не считать робота, следящего за статусными частями улиц): программисты занимаются обработкой данных и интерфейсами. А на форуме каждый день появляются новички.

Под арки

Водители грузовиков не всегда используют карты OpenStreetMap, но когда используют, они смотрят на редкие теги у дорог: в частности, maxheight и maxweight. Немцы давно озабочены вопросом расстановки этих значений на дороги под и над путепроводами, но только в феврале участник Mmd сделал валидатор на основе Overpass API: карту maxheight. Даже в центре Москвы эта карта пустовата, хотя казалось бы — посмотреть на панорамах или в записях видеорегистратора значения высоты и занести в OSM. Даже в Петербурге грузовикам поспокойнее: там, помимо ограничений высоты, проставлены полтора десятка тегов maxweight на мостах.

Ранее Ctrl + ↓

Мнения, высказанные на этом сайте, отражают точку зрения лично автора сайта и ничью больше: ни его бывших или настоящих работодателей, ни семьи и знакомых.