Об интровертах

Распространено мнение, что OpenStreetMap — проект для программистов, сисадминов, научных сотрудников, активистов открытых данных, но главное — для тех, кто не любит общаться с другими людьми и вообще выходить на улицу. На деле же именно такие люди чаще всего вредят проекту.

Например, serge56, блиставший два года назад. Типичный случай: приходит новичок (часто из аналогичных коммерческих проектов), быстро читает справочник Map Features, ставит JOSM и начинает фигачить-фигачить-фигачить. Окружающие мапперы смотрят на это и не понимают: как человек на снимках IRS разглядел дренажные канавы? Откуда взял номера домов для целого города? Двигает ли снимки под треки? Понятно, что иногда есть генплан, добытый в администрации, или детальный снимок, купленный у СканЭкса с требованием не распространять, но почему-то на вопрос «откуда дровишки» такие люди, неожиданно, распаляются, грозятся всё удалить, ругаются, изобретают неправдоподобные ответы, и в целом ведут себя неподобающе.

Причина понятна: они пришли в проект, увидели мощный редактор и справочник, провели параллели с прошлым проектом, и благодаря JOSM обрабатывают десятки квадратных километров в день. Но дело в том, что OpenStreetMap не похож ни на один другой картографический проект. Карта не важна. Главное — её качество. Нюансы критериев качества сложно понять, не интересуясь ими, а узнать, что ими нужно интересоваться, нельзя без участия в сообществе: чтения форума, как минимум. В итоге, тех, кто занимает первые строчки рейтингов, далеко не всегда рады там видеть.

Другой, но похожий, случай — подневольные мапперы. В каком-нибудь городе неизвестно откуда появляются все адреса на коряво нарисованных домиках — это таксисты установили на свои навигаторы OSM. Потлатчер перерезал в прах половину маршрутов общественного транспорта — это готовится транспортный портал. Поверх уже нарисованных границ вторым слоем добавили такие же, но неточные — отдел информатизации области нашёл подходящую базу геоданных. И так далее. С одной стороны, здорово, что OpenStreetMap втихую, в обход государственных геоданных мятущегося росреестра, проникает в муниципальные и частные организации. Вот только заставив людей изучать наши редакторы, почти невозможно побудить их выучить правила и общаться с сообществом. Когда мы замечаем «улучшения», нередко взятые с печатных карт («в каждом ларьке лежат, что такого?!»), уже поздно пить боржоми: как ни жаль, приходится всё стирать. Страдают все: и компании, потратившие десятки тысяч рублей и недели на загрузку данных, и участники OSM, теряющие ценный вклад, не всегда без ущерба для соседствующих объектов.

Программисты известны своим затворничеством. Это легко испытать на себе: взявшись за воплощение давно лелеемых планов, я почти перестал писать в штосм и общаться на форуме. И уже не в курсе современных схем тегирования. Открывая OpenStreetMap, технари в восторге: сотни гигабайт данных, которые можно вертеть как угодно! Схема тегов! Только почему-то не нормализованная, с десятком дублей. Почему бы не привести теги на объектах в порядок? Или взять массив GPS-треков, посчитать скорости и направления для каждого ребра и прописать их в какой-нибудь maxspeed:practical. Сообщество спасибо скажет!

Суть OSM — в хаосе, в изобретении собственных тегов, конкурирующих схемах, рисовании пучка железнодорожных путей одной или несколькими линиями, мерцающих статусных частях и мозолящих глаза landuse=military. Это не удобная база данных. У неё нет правильной формы. Любая автоматическая правка не добавит информации, но, скорее всего, потеряет её часть. И это я ещё не касаюсь импортов, которые в определённый момент так достали участников, что нынче для запуска любого робота требуется пройти чеклист из 13 пунктов — которые, впрочем, сводятся к одному. Общайтесь с сообществом. Но нет, программисты предпочитают обосновать для себя («это же простой скрипт, где здесь вред?») и запустить. Лишь потом выясняется, что в названиях тегов опечатки, значения скорости или этажности выписаны с 14 знаками после запятой, и все нечётные точки сдвинуты на полметра. И обнаруживает это не программист, уже переключившийся на другую интересную задачу, а участники сообщества месяцы спустя, когда откатить правки уже непросто.

Всего этого можно избежать. Надо лишь понять и заявить: нам не важна карта. Она — лишь побочный продукт. В OpenStreetMap главное — сообщество, и человек, у которого один пост в форуме на 10 нарисованных линий, нам ценнее человека с одним постом на 1000. Если вы не задаёте вопросы, вы поступаете неправильно и почти наверняка ломаете данные. Количество — критерий качества у коммерческих проектов, вроде Народных карт или Map Maker. В OSM критерии качества — это лицензионная чистота данных и диалог (начиная с осмысленных комментариев к ченджсетам). Нет того или другого — будьте готовы, что ваши данные кому-то не понравятся и будут удалены.

Конечно, описанных мапперов-затворников всего десятки, против тысяч нормальных участников. Но даже один человек может так сломать карту, что все остальные будут чинить месяцами. Например, участник Localknowledge по незнанию поменял в Петербурге некоторые oneway=yes на no, и следы этого вандализма мы вылавливаем уже долго, а один из пользователей, веря в OSM, схлопотал ощутимый штраф.

Положительные примеры в этих категориях встречаются, но нечасто. ShurikF так хорошо обрисовал снимки Bing, что вопросов не остаётся: что видно — то и на карте. При этом ни разу не написал на форум, что, конечно, плохо. Нельзя не вспомнить Рыбинск. Группа пользователей с префиксами «РГС» детализирует города в Беларуси, и сообщество, вроде, не против, хотя никто не знает, кто это. Автоматических правок на территории России не видно (если не считать робота, следящего за статусными частями улиц): программисты занимаются обработкой данных и интерфейсами. А на форуме каждый день появляются новички.

Поделиться
Отправить
Запинить

Мнения, высказанные на этом сайте, отражают точку зрения лично автора сайта и ничью больше: ни его бывших или настоящих работодателей, ни семьи и знакомых.

19 комментариев
fserges 2013

А всё почему? Потому что на проекте мало девушек.

Supercalifragilisticexpialidocious 2013

«Осмысленные комментарии к ченджсетам» возможны имхо только при редактировании одного-двух объектов, либо массовой однотипной правке (сдвиг по подложке, ребрендинг etc.)

Когда карта настолько сырая, что редактируешь все и понемногу — на «ОСМысленный комментарий» уйдет больше времени, чем на редактирование

Илья Зверев 2013

Не обязательно перечислять все затронутые объекты в комментарии. «Порисовал дороги и леса в Энском районе по бингу» — хороший комментарий. «Починил привязку» — тоже. «Мелкие дополнения вдоль шоссе ХХХ» — вполне. Главное, чтобы не было повторяющихся и технических комментариев, они — зло.

Supercalifragilisticexpialidocious 2013

Кстати, хорошо бы придумать «стаб» письма для новичков я-ля педивикия. Здрасьте, мол, рады видеть, вы можете помочь вот таким образом, вот тут — форум, вот тут — FAQ, есть вопросы — обращайтесь.

Проблема в том, что новичков нет уаххахахаха

хм 2013

Со стабами главное не стать похожими на саппорт в крупных компаниях: ты им одно, а они тебе в ответ простыню, 10 ссылок и всё мимо. Переспрашиваешь, а в ответ тоже самое, только от другого саппорт-инженера.

Сёмыч 2013

Да Илья, и у тебя уже нервы сдают... Я больше скажу, среди разношерстной публики ОСМ есть еще и картографы, у которых также свое видение тегирования и тд и тп...Знаешь, ведь хорошо что процесс все таки идет, да, может не так как хотелось бы, но идет-таки...
Я вот на днях посетил Украину, несколько городов объехал, а там ведь уровень прорисовки ОСМ (исключая Киев) на порядок, если не на два хуже чем в России.
Так что недостатки — они всегда конечно будут....
А впереди — работа и только работа, а с различными подходами к работе — извольте, договаривться (объяснять) надо (придется)... все в наших силах.

Comme d'abitude 2013

Общение на форуме — это, конечно, прекрасно. Но спрашивать там что-либо бесполезно. Сразу находятся сторонники различных способов решения вопроса, которые и вступают в перепалку между собой. Некоторые участники особенно эмоциональны. Многие, наоборот, очень спокойно отвечают на вопросы, но положение это не спасает. В итоге, многие региональные ветки форума неактивны, так как участники переписываются между собой напрямую. А новички задают вопросы не на форуме, а у участников, которые работают недалеко от них.

sltur 2013

Спрашивал как-то на форуме про валидатор (раньше был отличный валидатор, который по каждому населенному пункту показывал ошибки в названиях улиц и каких улиц не хватает), так никто и не ответил. Смысл писать на форуме?

Илья Зверев 2013

Никто не ответил по довольно печальной причине: этот валидатор с декабря не работает. Автор пытается его поднять, но как-то медленно.

AMDmi3 2013

Как-то сумбурно. Нужен более мощный посыл что нужно общаться с сообществом. И меньше бредней про программистов — не программистов.

Garl 2013

Имхо картография должна приносить удовольствие.

BushmanK 2013

Третий с конца абзац — махровый бред

Антисида 2013

У меня есть что-то типа «письма новичку» и я мониторю более менее активных новичков в своем регионе. И пишу им и помогаю если надо. И всем того желаю. Zkirовский валидатор щас отследить новичков дает очень хорошо.

:) Такова уж доля непрогрпммиста...

Zkir 2013

Программистов-аутистов нельзя пускать в ОСМ. Он от них тупеет.

Wowik 2013

Смешные условия для мапера про чтение форума, в котором затворничают программисты.

Сколько стран обрисовано без активности в форуме.

Marych 2013

Мое мнение — без новичков проект умрет. Нет новых мапперов — нет новых данных. Я думаю все сталкивлись с ситуацией — когда все свои данные нанесены и начинаешь судорожно гонятся за новыми снимками?
К новичкам надо отностися как к детям — нежно воспитывать и наставлять на путь истинный.

BushmanK 2013

Marych, утверждение на грани демагогии, на самом деле. Да, очевидно, что если в какой-то местности карту никто не рисует, то нужно, чтобы там появился кто-то, кто это будет делать. Но не «все люди рождены равными», и OSM (точнее — деятельность отдельных индивидуумов) тому наглядное доказательство. Одни способны упорядочить свой поток сознания, другие в дополнительном упорядочивании вообще не нуждаются (тут может быть даже обратный эффект — им приходится привыкать к бардаку, который тут творится), а третьи принципиально не способны и не хотят в таком режиме научиться худо-бедно выполнять какие-то правила.

Zaskoruzlov Garik 2013

Если честно, то какой-то поток сознания.
Утверждение что при созданиии карты сама карта не так важна, как холивары на форуме, это что-то за гранью добра и зла ИМХО.

Илья Зверев 2013

Форум тоже не важен.

AHTOH 2013

Да уж с комментариями туго.
Даже если сравнить какие я пишу для N39map http://iahtoh.ru/component/content/article/8-moj-blog/4-chengelog-karty-kazan
и для ОСМ. http://www.openstreetmap.org/user/AHTOH/edits
А все потому что в ОСМ хватаешся за все сразу по пути. И очень много правок за один присест.

Илья Зверев 2013

У тебя отличные комментарии в OSM. Вкупе с областью редактирования они дают понять, над чем именно ты работал.

Александр 2013

Группа «РГС» -это пользователи из районных газовых служб в Могилевской области.
Они хотят использовать карту ОSM для своих нужд.

Илья Зверев 2013

А что-нибудь более конкретное про них известно? Откуда они берут данные для нанесения на карту, каково качество их картирования, взаимодействовали ли с кем-нибудь из сообщества, есть ли у них сайт, как они вообще взаимодействуют между собой, кто главный и знают ли его в белорусском сообществе? Что значит «для своих нужд»? Что делают эти газовые службы? Почему именно Могилёвская область?

Александр 2013

Знаю одного из них. Он работает в районной газовой службе. С главным не знаком. Он наверное работник областной службы.
Пока они занимаются нанесением зданий (проставляют номера и наносят недостающие) в которые проведен газ. Использут данные Navitel и планы города. Как взаимодействуют с белорусским сообществом-не знаю.
Районные газове службы ослуживают газовые сети.

Популярное