Позднее Ctrl + ↑

Нас обогнали

Когда два месяца назад Brian King поздравил народные яндекс.карты с двухсоттысячным участником, я заметил, что а) это количество тех людей, кто сделал хотя бы одну правку; б) оно очень похоже на другое число из статистики OSM. И да. Сегодня количество пользователей НЯК (215160) превысило количество участников OpenStreetMap, оставивших свой след в 26-гигабайтном файле планеты (215029).

Понятно, что общее число участников с правками у нас чуть за 300 тысяч, но если взять Россию, где работает Яндекс, то останется вдесятеро меньше. Так что это явный намёк на то, что пора перестать хвастаться зарегистрированными пользователями и прочими бессмысленными цифрами: это не наша сильная сторона. Но свободной лицензией размахивать тоже как-то не пристало в приличном обществе: не поймут. Чего же у нас остаётся хорошего?

Жил и работал в этом доме

Как в OSM обозначается мемориальная доска? Правильный ответ — никак. Я ставлю historic=shield (32 штуки в базе), вики предлагает landmark=memorial_plaque (65 штук), TagInfo подсказывает memorial=plaque (23). Сайт OpenPlaques считает, что достаточно тега openplaques:id, а информацию о доске лучше хранить у них, в базе с лицензией PDDL (public domain для баз данных).

Сейчас там около десяти тысяч досок, восемь из которых — в Великобритании. Проект вчера похвастался полным переходом на карты OpenStreetMap, но раздела с картой нет на сайте: вместо этого предлагают выбрать страну, а затем город в ней из длинного списка. России и скандинавских стран в списке нет. Добавляя доску, лучше заранее загрузить её фотографию на Flickr: в блоге проекта основная тема — поиск несфотографированных досок (а также, почему-то, их цвета). Заодно фликровское геотегирование может помочь, поскольку на OpenPlaques расположение доски можно указать, лишь введя её полный адрес. Полный дамп базы странным образом хранится на чьём-то дропбоксе.

Тем не менее, сайт можно и нужно использовать. Не только потому, что текст с подобной таблички не влезет в тег description. Главная причина та же, почему мы не рисуем «народную карту»: лицензия. При всей ущербности API, в OpenPlaques данные открыты по-настоящему, без условий, в отличие от OSM. Их данные можно использовать у нас, но не наоборот. Кроме того, базы POI выигрывают от структурированности: их несложно обработать програмно, а пользователям не нужно штудировать список тегов перед добавлением записи. Лишь ограничения интерфейса и недокументированность API отделяют OpenPlaques от идеала.

ЛЭП

После длительного спора о замене power=cable на power=line + location=underground Франсуа Лакомб решил восстановить два старых пропозала: про производство и передачу электроэнергии. На нашем форуме совершенно независимо ожила релевантная тема.

В первом пропозале, за который уже голосовали, но всего восемь человек (недостаточно для принятия), предлагается отменить слишком размытый тег power=station (заменив его на power=plant или подстанцию) и переименовать sub_station (станция субмарин) в substation (подстанция). Трансформаторные подстанции нужно будет отмечать как power=transformer — то есть, все уже обозначенные в ваших городах ТП придётся переделать (а может и нет — см. комментарии). Текст предложения уже достаточно подробен, голосование планируется открыть через месяц.

Как сообщает shafr, по новому закону об энергетике на сайтах региональных компаний должны быть опубликованы списки станций и подстанций с координатами. Список ссылок на эти карты участники ведут в вики. Получается хорошее подспорье не только для расстановки напряжений, но и для валидирования отмеченных станций.



Пропозал про линии электропередач пока весьма сыр, но суть уже ясна: все линии обозначаются как power=line, расположение записывается в location, а напряжение — в voltage, при этом необязательно считать изоляторы для получения точного значения, а можно использовать слова low / medium / high. Границы ещё обсуждаются, пока предлагают 1 и 50 киловольт. Уход от power=cable некоторые воспринимают болезненно, исписывая десятки килобайт не только в рассылке, но и в обсуждении пропозала.

Также непонятно, что делать, когда через опору проходят несколько линий. Общее мнение — что придётся использовать отношения, только какие именно? Лагеря два: за type=route с route=power и за другие type: встречаются power и power_circuit. Противники первой схемы утверждают, что type=route подразумевает, что по линиям такого отношения можно проехать, а то и пустить общественный транспорт — троллейбусы, например.

Вопросов пока не вызывает только деление опор на power=tower и power=pole: первым тегом обозначаются большие, нередко металлические ажурные конструкции для линий среднего и большого напряжения, а вторым — простые столбы, обычно деревянные или бетонные. Впрочем, стоит собрать галерею — и классификация местами оказывается затруднительной.

Для понимания всех упомянутых страниц, споров, схем и матчасти рекомендую статью Алексея Толмачёва: чередуя короткие абзацы и фотографии, он доходчиво объясняет, на что смотреть, оказавшись рядом с подстанцией или опорой линии электропередач.

Закат Маперитива

Маперитив — на всё ответ, подсказывали мы на форуме год назад. Набросал страничку правил отрисовки, загрузил дамп с гис-лаба, запустил рендерер — и нет проблем. Не нужно ни настраивать PostgreSQL, ни биться с мапником и его стилями.

Как оказалось, проблемы есть у автора маперитива: ему до смерти надоела его работа, и хочется 100% времени отдавать разработке ГИС-приложений, особенно своего рендерера. Он пытался подрабатывать дизайнером карт, доводя до промышленного качества вывод маперитива, но заказов было недостаточно, чтобы поддерживать семью. А сам рендерер... Игор признаёт, что язык описания стиля достиг своего потолка, а работа с сырыми данными OSM неразумна. Всё это давит, и разработка маперитива сдулась: лишь пару раз в месяц исправляются баги.

Ответ Игор ищет, как ни странно, в маперитиве. В третьей версии, совсем не похожей на предыдущие. Такой, что сможет делать профессионально выглядящие, красивые и удобные карты, которые можно будет продавать в векторном виде за деньги. Увидев, сколько просят за сомнительного качества картографию, он резонно предположил, что можно продавать подготовленные фрагменты OSM на порядок дешевле и красивее. Вдохновившись перспективами, он переписывает с нуля всё, что мешало маперитиву делать красиво. Данные теперь хранятся в SQLite, метки расставляются по усложняющемуся с каждым днём алгоритму, дорожная сеть упрощается, полигоны объединяются, а результат можно выгрузить в PDF, который проще загрузить в векторные редакторы, нежели SVG.



Месяц назад открылся сайт-заглушка ScalableMaps.com, который оживёт через несколько недель. На нём можно будет посмотреть и купить карту нужного города за небольшие деньги. Пока что можно оценить предварительные результаты, которые Игор публикует в твитере проекта. Выглядят они не сильно отлично от того, что делал второй маперитив. Но и работа не закончена.

Конечно, Maperitive v3 будет опубликован. Но создавать стили отрисовки, вероятно, станет сложнее. И придётся изучать python — хотя к этому подталкивала и вторая версия. Здесь автор тоже хочет заработать, помимо бесплатной версии планируя предлагать платную, со включенными дополнительными алгоритмами, вроде умной расстановки подписей.

Коммивояжёр без проблем



По заказу бельгийской курьерской компании Бен Абельсхаузен написал на C# библиотеку для чтения и обработки данных OSM, OsmSharp. Вместе с подробной документацией, как бывает в серьёзных проектах. Главные задачи библиотеки — роутинг и поиск оптимального маршрута развозки товара для одного или нескольких автомобилей.
Ранее Ctrl + ↓

Мнения, высказанные на этом сайте, отражают точку зрения лично автора сайта и ничью больше: ни его бывших или настоящих работодателей, ни семьи и знакомых.