Позднее Ctrl + ↑

Залив не залить

Файлы и отображение береговой линии в OpenStreetMap не обновлялись между 9 января и 25 июля, более полугода. Никто этого не заметил, потому что активные осмеры давно уточнили свои берега и обращают внимание на другие, сухопутные объекты. JesseFW описал, что произошло, и Кристофф докинул интересных ссылок и объяснений в комментариях. Если коротко:

  • Береговые линии собирает отдельная группа людей, не те, кто делает картостиль или администрирует серверы OSM. Это немцы внутри организации FOSSGIS, в частности Йохен Топф.
  • Скрипт сборки работает автоматически, но перед публикацией делает простые проверки собранных полигонов. Например, что геометрия не имеет самопересечений, или что размер суши изменился не более, чем на 0,15 км².
  • Если валидатор заявил об ошибке, новые полигоны нужно одобрить вручную, либо пойти исправить ошибку.
  • В январе кто-то перерисовал залив Rio de la Plata рядом с Буэнос-Айресом с береговой линии на озеро (или наоборот). Йохен не знал, что с этим делать, и оставил полигоны без изменений.
  • Через три месяца отсутствие обновлений заметили, но даже откатить это изменение, чтобы применились остальные, было поздно: сумма изменений давно переросла площадь отсечки.
  • Все ссорились ещё три месяца.
  • Вчера Йохен плюнул и одобрил свежую сборку.

Проблема залива сводится к тому, что считать его внутренним морем удобно для разграничения территории между Аргентиной и Уругваем, но если natural=coastline отодвинут, то Буэнос-Айрес получается совсем не прибрежным городом. Стороны привлекают аргументы типа солёности воды, приливов и спутниковых снимков (как в заголовке этой статьи). Обычная политика, какой много в мире и в проекте. Но интересна проблема с выгрузкой береговой линии тем, что она подчёркивает, как близки в OpenStreetMap технические и идеологические решения.

Ведь Йохен, по сути, взял на себя чисто техническую задачу: смотреть вывод валидатора и править ошибки в тегировании и геометрии. Я этим же занимался в Maps.Me в своё время. Однако рано или поздно ты понимаешь, что нажав кнопку, ты не только одобряешь консистентность данных, но и поддерживаешь позицию одной из противоборствующих сторон. А таких сторон в OpenStreetMap сотни, и сколь бы побочной не была твоя работа, проскользнуть между всеми не удастся.

Даже не поднимая голову от клавиатуры, занимаясь только кодом и перегоном одних букв в другие, в OpenStreetMap не избежать политики. Ведь политика появляется там, где сталкиваются интересы двух людей с одинаковыми ресурсами, а в OSM нет модераторов и потому все равны. Взяв на себя работу проверять, что линии не пересекаются, однажды обнаруживаешь, что не можешь нажать кнопку, потому что любое решение огорчит десяток картографов. Внезапно обнаруживаешь себя в центре политического спора, и хочется бросить всё и подождать, пока рассосётся само.

В идеальной базе геоданных территории не принадлежат нескольким государствам одновременно, озёра и леса не накрывают одни и те же поляны, названия всегда распределены по языкам и однозначны, а атрибуты не дублируются на точках и полигонах. Любая дискуссия быстро заканчивается резолюцией управляющего органа: рисуем так, а не иначе. К такому идеалу стремится НЯК, но никак не может его достичь. Идеальную карту скучно рисовать. Именно из-за недосказанностей и рекомендаций вместо правил в OpenStreetMap всегда увлекательно.

Третий редактор

Написав заметку про iD, немедленно задумался: а где третий? Почему из настольных редакторов у нас выбор только между iD и JOSM?

Когда я только пришёл в проект, редакторов было три: Potlatch, JOSM и Merkaartor. Первый выбирали за простоту, второй — за фичи битком. Последний был непривычно быстр и выглядел как нормальное приложение, потому что написан на C++. Увы, соавторы для него не нашлись, поэтому Ладислав лишь чинит редкие ошибки и выносит отвалившиеся фрагменты. Последний релиз Merkaartor был в ноябре прошлого года. Пользователей он начал терять в 2013 году, уйдя глубоко в низ рейтинга вслед за Potlatch 1. Тогда же по количеству правок он уступил третье место iD, а в 2018 его сдвинул с четвёртого Go Map.

С 2013 года у нас всё ещё три популярных настольных редактора: JOSM, iD и Potlatch 2. Написанные на Java, JavaScript и Flash. Очевидно, что последний живёт только благодаря упоминанию на главной странице — хотя сам по себе он очень хорош, быстрый и простой, особенно если выучить кнопки. Но люди стремительно его забывают: сейчас он тоже уполз вниз, им пользуются для правки карты реже, чем даже OsmAnd. 31 декабря Potlatch умрёт, как я упомянул в прошлой статье, потому что Adobe прекращает поддержку Flash, и его окончательно выпилят из браузеров. Предложение Ричарда отвязать редактор от браузера Совет решил не принимать.

Так что да, выбор между iD и JOSM. Почему никто не начинает писать полноценный десктопный редактор OpenStreetMap? В списке редакторов вообще никаких намёков: есть тематические, есть обрезки, встроенные в ГИС и операционные системы, но ничего, что может заменить даже Potlatch 1. Получается какая-то двухпартийная система: не нравится JOSM — добро пожаловать в iD, у него отличный интерфейс, понятные панели и не нужно бороться с JRE. Не нравится iD — ставь JOSM, он работает офлайн у него сотни модулей и стилей оформления карты. Но... Может, нужно больше вариантов?

Кажется, тут я должен топить за поиск революционера и больше альтернатив — но данные подсказывают, что правильнее наоборот. Таблицей количества пользователей правят мобильные и тематические редакторы: у Maps.Me пользователей в полтора раза больше, чем у JOSM, и четвёрка StreetComplete — Osmand — Vespucci — Go Map тоже в сумме бьёт его по пользователям. А ниже притаились настольные и веб-редакторы отдельных элементов: GNOME Maps, OsmHydrant, Level0. Кажется, картографам их достаточно. В мире редакторов назрел перелом, и честно говоря, давно пора.

Простые и тематические редакторы — это всё, что нужно OpenStreetMap на нынешнем этапе развития. Прошло время первоначального накопления геоданных, теперь их нужно дополнять и обновлять. Поэтому каждый пятый человек, правящий данные, делает это с телефона, с улицы. Вместо количества нужно качество — незаметное, не требующее больших пакетов правок, но на которое нужны десятки тысяч людей во всех концах мира. Чтобы нарисовать пропущенную дорогу, достаточно одной кнопкой открыть iD и ещё тремя её обозначить. Всё остальное на карте уже есть.

JOSM устарел. Нам не нужен не только третий редактор, — нам уже не нужен JOSM. Рисовать тысячи домиков и сотни километров грунтовок по снимкам отлично получается у участников Missing Maps и прочих мероприятий гуманитарной команды. JOSM не только оптимизирует массовое рисование, которое давно устарело. Он местами вредит проекту и другим картографам. Например, удобством работы с мультиполигонами — стали бы вы рисовать «лоскуты» в iD? А каково их там править? Размером пакетов правок (в среднем 150 объектов против 50 в iD) — все валидаторы жалуются на плодовитых картографов. Лёгкостью подключения слоёв гугля и кадастра. Тем, что система модулей позволяет писать системы тегирования, которые вручную применять невозможно. Сложность JOSM проникает в OpenStreetMap и делает его сложнее.

Достаточно iD. Для крупных же правок у нас появился новый инструмент: RapiD. Основанный на том же iD, в нём одной кнопкой можно добавить сеть дорог, тысячи домиков и прочие данные через платформу Esri. Он закрывает вопрос импортов и раскрашивания «белых пятен». Где нет в RapiD, туда нагонят картографов крупные корпорации (в экономически интересные регионы) и гуманитарная команда (в менее интересные). Эта ситуация установилась с прошлого года, таков теперь OpenStreetMap.

Опытным картографам в этой картине отводятся места учителей и хранителей платформы: мы поддерживаем и уточняем тегирование, следим за системными ошибками менее опытных картографов, пишем системы мониторинга и управления данными (потому что у компаний не хватает экспертизы) и устраиваемся на хорошие деньги в эплы и фейсбуки руководить отделами осмеров.

Наше дело больше не рисовать основные дороги и не следить за валидаторами. Можно расслабиться, взять в руки обходные листы или StreetComplete и выйти на улицу как десять лет назад. Позаносить парикмахерские и люки. Обойти соседний двор и нарисовать в нём тропинки и заборы. Для этого достаточно веб-редактора, он нынче удобен даже на планшете со стилусом. Или мобильного приложения — а их становится больше с каждым месяцем.

Ричард всё объяснил

В официальном блоге появилась невзрачная заметка: институт открытых данных спонсировал две управы в Великобритании, чтобы они посмотрели на OpenStreetMap. В рамках этой работы Ричард Фэйрхёрст подготовил документ, объясняющий основные вопросы проекта и подсказывающий способы интеграции данных.

Я прочитал все двадцать три страницы, и ребята, это он. Документ, каждая страница которого сочится пользой и правдой об OpenStreetMap. Каждые три страницы я порывался переключиться на вкладку штосма и начать восторгаться, но заставил себя досидеть до конца. Ричард не зря двадцать лет работает писателем: короткие абзацы по три-четыре строки исчерпывающе формулируют основные принципы нашего проекта, от «никакой организации в OSM нет» до «виртуальные объекты не мапим, но для административных границ делаем исключение, потому что это удобно».

Хватит объяснять каждой новой организации основы OpenStreetMap сызнова, теперь достаточно отослать им руководство Ричарда. Там есть всё, о чём можно подумать. Зовут в компанию рассказать про OSM? Берёте этот документ и нарезаете на слайды. Не нужно вспомнинать, не нужно вообще думать. Вопрос регулирования импортов закрыт. Осталось, наверное, написать всё то же самое на русском языке.

iD удобнее JOSM

Квинси Морган объявил о выходе свежего редактора iD версии 2.18. Его анонсы нужно видеть: это не просто список, как в гитхабе, но комикс из девяти слайдов по основным фичам. Прошлую версию анонсировали в блоге редактора (у iD есть блог!), но за полгода авторы, видимо, о нём забыли. Прочитайте то и то: узнаете, как делать мосты и туннели одной кнопкой (а не разделить-разделить-добавить тег, как раньше) и открывать детектированные Mapillary объекты, типа знаков.

Главное, что открыли эти твиты, — что iD стал первым большим редактором, которым не больно пользоваться с тачпада. У которого, напомню, нет правой кнопки. Теперь с ноутбука можно править карту! Можно даже нажать «править» на айпаде и не расплакаться от невозможности подвинуть дом под снимок. Я всю весну сидел с мышкой, у которой сломана правая кнопка, и тупо не мог пользоваться JOSM из-за этого. мой тикет про альтернативы правой кнопке висит без движения с 2014 года.

Как и Potlatch (который умрёт в декабре), редактор iD понятен без слов, но работать с ним становится офигенно, если помнить о клавиатуре:

  • Пробел — замена левой кнопке: выбирать объекты (с Shift можно много), двигать точки, открыть меню, если подержать.
  • Стрелочки — двигать карту (как Shift-потянуть левой кнопкой или двумя пальцами по тачпаду), а Shift+стрелочки — двигать выбранные объекты.
  • Масштабировать двумя пальцами по тачпаду, двумя пальцами + Shift (так привычнее) или кнопками — и = (я думал, JOSM обломается приближать по + без шифта, а оказалось — не смог отдалить по минусу).
  • 1, 2, 3 — новые точка, линия, полигон. A — продолжить линию.
  • M — двигать линию. Случайно сдвинуть домик или дорогу, как в JOSM, не получится.
  • V — развернуть линию (буква похожа на стрелочку), S — выпрямить (от straighten), D — отсоединить линию от всего или точку от линии, X — разрезать линию в точке.
  • O — сделать круглым, Q — сделать квадратным, R — повернуть.

Короче, всё в справке и во всплывающем меню. iD всё ещё чудовищен, если нужно добавлять необычные теги (а до панели тегов крутить и крутить) или наводить порядок на карте, но для мелочей типа дорисовки пропущенной тропинки он уже задвинул JOSM. Так что у меня пакетов правок с ним теперь больше — вот бы я удивился этому лет пять назад.

Новостей про третью версию iD нет.

Собираем штосм обратно

Время от времени я вспоминаю, что не веду «Штосм» уже сколько-то недель или месяцев, и думаю о причинах. Этот блог супер-ценен для понимания осма: он не только перечисляет, что произошло в проекте, но и строит ассоциативные связи между элементами проекта. Я до сих пор могу быстро вспомнить или посмотреть, когда нам давали хорошие спутниковые снимки, что такое freedraw, как мы пинали участников во время перелицензирования и что такое OpenStreetBugs.

В некотором смысле «штосм» — это не блог, а записная книжка с перекрёстными ссылками. То есть, натурально, база знаний в самом современном смысле. Штосм не нужно читать, по нему нужно уметь искать. Именно то, что раньше я осмыслял и записывал все события в проекте, а теперь нет, — причина моего отторжения новостей о RapiD или Sentinel-2. В определённый момент накопление знаний просто оборвалось.

«On Twitter, you don’t build anything» — 2019/08/13 conversation with Anna Gát.

Непонимание сути штосма, ощущение его как новостного блога, подвинуло меня перенести большую часть новостей в твитер. Что может быть проще нажатия «ретвит» или пересказа новости в одном предложении со ссылкой? Это всё ещё новость. Но — она не встраивается в контекст. Я сделал то, на что сетую газете WeeklyOSM: заменил осмысление перечислением. Вместо того, чтобы объяснить, куда девался файл планеты на прошлой неделе, пару раз ретвитнул рабочую группу OWG. Мол, вот сломалось. Вот починилось. Это потому, что в 2015 году Мэтт Эймос переписал экспортилку на C++, и там потекли вектора, — но я перестал писать в штосм про дампы планеты в 2014 году. Поэтому я заново узнал про planet-dump-ng и про медленное обновление инфраструктуры OSM.

Телеграм в этом плане лучше, потому что в нём можно писать длинные посты со ссылками и объяснять контекст. Для штосма разделение проходило примерно по времени написания: десять-двадцать минут и одна-две ссылки — это пост в телеграм, всё, что больше, — в блог. Это отлично вылечило увядание штосма: оказалось, я не писал в блог не потому, что мне лениво, а потому что мне лениво тратить четыре часа на каждый пост. А за десять минут я вполне объяснял новые идеи или рассказывал о впечатлениях. Десять лет в проекте — пост в телеграме, а не в штосме, потому что ни одной ссылки. Благодарность от Росгранстроя увидели только те, кто подписан на канал. О хитрости RapiD, вредности EasyList и полезности корпораций в OSM мне было быстрее накатать в телеграм. 130 заметок за последний год — почти впятеро больше, чем тут.

Но даже при таком раскладе, когда телеграм стал ответвлением базы знаний, непросто найти нужное. Например, я писал про количество деревень в РФ в осме — но где это искать? Мысль про вред кнопок масштабирования где? А мысль про боковые панели на карте? Табличка языков в названиях OSM и список крупнейших зданий — где? Кликая по ссылкам, мы идём из телеграма в блог и обратно в телеграм, иногда проваливаясь в твитер. Штосм теперь — это не блог, а конгломерат медиаресурсов, извините. А всё из-за того, что поле редактирования заметки начало требовать от меня всё больше и больше сил.

Пора собирать штосм обратно в блог. Да, это уменьшит аудиторию, потому что у твитера 640 подписчиков, у телеграма — 530, а тут — около трёхсот уникальных посетителей в неделю. Но позволит сохранять контекст и встраивать его в остальную базу знаний. Я так много знаю про OSM не из-за того, что я в проекте десять лет, а потому, что я записывал всё, что узнавал, и налаживал ассоциативные связи. И теперь вместо осмысления нового я как будто перетираю старые идеи. На последнем State of the Map я сделал почти тот же доклад, что на конференции ОМММ в 2014 году. На предпоследнем — подытожил идеи из 2012 года. В то время как Кристоф Хорманн отлично анализирует анти-индивидуалистскую риторику Совета OSMF в современном контексте, чего я бы не смог. И я недостаточно ориентируюсь в современности OpenStreetMap, чтобы дополнить его заметку, хотя там точно есть, что добавить.

Твитер отныне будет англоязычным, для вещания на международную аудиторию. Это не новости, и хватит делать вид, что новости в OSM кому-то нужны. Единица времени в осме — не минута и не день, а месяц, поэтому есть время подумать и собрать твиты в пост, связав их с прошлыми знаниями. Ретвитнуть и запомнить не работает: я уже забыл то, что ретвитал вчера. Книгу у меня написать не получается, так пусть вместо неё будет база знаний. Из штосма вы не узнаете, чем линии отличаются от отношений и каким тегом отмечать дачные участки, но зато поймёте, почему у нас отношения и почему дачные участки нужно отмечать. Метафорически, конечно, — эти вопросы гуглите сами. Если только не начнётся спор на эти темы.

Я уже пару лет почти не читаю форум и почтовые рассылки. Поэтому почти не пишу про то, что там происходит. О картовстречах и русскоязычных конференциях пишу только в телеграм, поэтому из блога может показаться, что в России ничего не происходит. Конечно, это не так, но я не узнаю об этом, если мне не напишут. Пишите. Перенос формата твитера сюда может позволить обходиться короткими заметками: возможно, я начну пересказывать прочитанные статьи типа получения HOT огромного гранта The Audacious Project и их планов на развитие. Но реально, чего стоит пока ожидать, — что твиты переедут сюда и будет больше заметок в формате «старого» штосма: текст и ссылка, или текст и ссылка и немного контекста.

Что делать с телеграмом, я пока не решил. Возможно, для начала попробую делать обзоры тамошних заметок за месяц-два. Потом начать дублировать важное. А потом оставить его как вспомогательный канал, настроив резервное копирование куда-нибудь под этот домен. Немного беспокоит, что много важного осело на проприетарном сервисе, который для чтения требует поделиться номером телефона. Из конца этой заметки мне кажется, что главное его преимущество, — что не нужно задумываться о простоте чтения, подбирая иллюстрации. Как первый шаг к новому формату, забью на иллюстрирование этой заметки.

Ранее Ctrl + ↓

Мнения, высказанные на этом сайте, отражают точку зрения лично автора сайта и ничью больше: ни его бывших или настоящих работодателей, ни семьи и знакомых.