Чёрная дыра
В последнее время я сталкиваюсь с непрямыми вопросами вида: «как OpenStreetMap может мне помочь?» Какие карты я могу получить, может ли сообщество нарисовать город, и как быстро, можно ли задействовать сообщество для краудсорсинга вырубок или пожаров? Правильные мысли, но неправильный проект. Дело в том, что OSM ничего не может дать. Наш проект — это чёрная дыра, поглощающая все возможные усилия, но ничего не возвращающая взамен.
У новичков OSM забирает время, ценный ресурс, которым обладает каждый. Поэтому проекту так легко начать приносить пользу (конечно, потратив ещё время на изучение модели). Затем время и полученные знания начинает забирать сообщество через форумы, списки рассылки, почту. Затем физические усилия, бензин, чернила, деньги: мапперы собирают данные в поле. Это уже за чертой, проведённой другими проектами, вроде НЯК или викимапии, но у нас нет ограничивающего нас руководства, поэтому нет дна.
Программисты тратят свои умения на исправление наших инструментов. Администраторы отхватывают ресурсы у серверов. Дизайнеры делают визуальную часть привлекательнее. Жаль, что их мало в проекте. Целые компании, годами собиравшие геоданные, бесплатно ухают их в общий котёл. Транспортные организации порою поддерживают актуальность маршрутов в OSM. Правительства отдельных государств выделяют ресурсы на доведение карты у нас до идеала. Проект принимает всех — от прохожих до президентов. Если не временем и не данными, можно помочь, даже просто передав денег через пожертвования.
Но при этом некоторые ожидают, что OpenStreetMap что-то даст взамен. Геоданные? Давайте, и в шейпах, пожалуйста. Можно ли карту для распечатки и продажи? Нам нужно актуализовать карту маршрутов, вытащите её нам в удобном формате. Мы составляем базу адресов по всей стране, поделитесь? В нашем проекте люди со всей страны будут уточнять границы по разным подложкам, какие у вас есть инструменты для такого? Мы запускаем службу такси, и хотим карту. Нанесите наш магазин. Посчитайте нам статистику. Напишите программу, сделайте сайт.
Всё это смешно, и, странным образом, это именно то, с чем приходится работать Совету и всем, кому хватило ума сделать для проекта что-то заметное. И формат «ты мне — я тебе» здесь не работает: даже если организация нарисует свои постройки и территорию вокруг них на карте, или выдаст расположение всех своих магазинов, это не даёт ей права требовать что бы то ни было. OpenStreetMap — это неблагодарная чёрная дыра, которя только принимает, но ничего не отдаёт. Этим можно пользоваться, хитростью перенаправляя усилия отдельных участников на помощь не столько проекту, сколько себе. Но ждать, рассчитывать на проект?
Зачем же мы участвуем в такой эгоистичной системе? Дело в том, что всё написанное выше — ложь. OSM даёт нам то, что не удаётся получить из других источников. Не деньги, не время, не материальные блага. А просто удовлетворение от хорошо сделанной работы. Каждый, от обычного маппера до автора josm, видит, что его усилия помогут сотням, тысячам, десяткам тысяч людей. И, в первую очередь, самому себе: так приятно знать, что забытое время работы почтового отделения можно узнать в три клика, потому что когда-то не поленился и отметил его на карте.
У новичков OSM забирает время, ценный ресурс, которым обладает каждый. Поэтому проекту так легко начать приносить пользу (конечно, потратив ещё время на изучение модели). Затем время и полученные знания начинает забирать сообщество через форумы, списки рассылки, почту. Затем физические усилия, бензин, чернила, деньги: мапперы собирают данные в поле. Это уже за чертой, проведённой другими проектами, вроде НЯК или викимапии, но у нас нет ограничивающего нас руководства, поэтому нет дна.
Программисты тратят свои умения на исправление наших инструментов. Администраторы отхватывают ресурсы у серверов. Дизайнеры делают визуальную часть привлекательнее. Жаль, что их мало в проекте. Целые компании, годами собиравшие геоданные, бесплатно ухают их в общий котёл. Транспортные организации порою поддерживают актуальность маршрутов в OSM. Правительства отдельных государств выделяют ресурсы на доведение карты у нас до идеала. Проект принимает всех — от прохожих до президентов. Если не временем и не данными, можно помочь, даже просто передав денег через пожертвования.
Но при этом некоторые ожидают, что OpenStreetMap что-то даст взамен. Геоданные? Давайте, и в шейпах, пожалуйста. Можно ли карту для распечатки и продажи? Нам нужно актуализовать карту маршрутов, вытащите её нам в удобном формате. Мы составляем базу адресов по всей стране, поделитесь? В нашем проекте люди со всей страны будут уточнять границы по разным подложкам, какие у вас есть инструменты для такого? Мы запускаем службу такси, и хотим карту. Нанесите наш магазин. Посчитайте нам статистику. Напишите программу, сделайте сайт.
Всё это смешно, и, странным образом, это именно то, с чем приходится работать Совету и всем, кому хватило ума сделать для проекта что-то заметное. И формат «ты мне — я тебе» здесь не работает: даже если организация нарисует свои постройки и территорию вокруг них на карте, или выдаст расположение всех своих магазинов, это не даёт ей права требовать что бы то ни было. OpenStreetMap — это неблагодарная чёрная дыра, которя только принимает, но ничего не отдаёт. Этим можно пользоваться, хитростью перенаправляя усилия отдельных участников на помощь не столько проекту, сколько себе. Но ждать, рассчитывать на проект?
Зачем же мы участвуем в такой эгоистичной системе? Дело в том, что всё написанное выше — ложь. OSM даёт нам то, что не удаётся получить из других источников. Не деньги, не время, не материальные блага. А просто удовлетворение от хорошо сделанной работы. Каждый, от обычного маппера до автора josm, видит, что его усилия помогут сотням, тысячам, десяткам тысяч людей. И, в первую очередь, самому себе: так приятно знать, что забытое время работы почтового отделения можно узнать в три клика, потому что когда-то не поленился и отметил его на карте.
1) Плыл на теплоходе, по навигатору смотрел OSM-карты, для своих спутников озвучивал «а сейчас мы подплываем к городу __», «а это в нашу реку впадает река __» — слушали все кто был на палубе, потому как теплоходное оповещение просыпалось крайне редко.
2) В Париже вылез из метро с отметкой «тебе сюда» на распечатке гуглемапса (местные нарисовали), потыкался в названия улиц на домах, не нашёл соответствия с распечаткой. Стоило доставить навигатор с OSM и через 30 секунд я точно знал где я и куда идти.
3) В пригороде Милана было подозрительно мало магазинов. Местные карты не подсказывали ничего путного. OSM показал что в 1.5 км есть супермаркет, дошёл туда — и впрямь, здоровенный.
to Antares19: openlinkmap.org , правда они всё ещё чинятся после бота.
Непосвященному обывателю проще узнать на сайте чопты роисси, ну правда. Ну на худой конец в фейсбуке.
Входить в режим правки для этого — извращение и задротство.
1. OSM это не сообщество, а база геоданных, весьма полезная для тех, кто умеет ее готовить. Она постепенно вызревает до пригодности использовать ее и в рутинге, и в адресном поиске.
2. Основной принцип OSM — сделай сам. Можно сказать и по другому — работу делает тот, кому она больше всего нужна. Поэтому «Напишите программу, сделайте сайт» — это обращение прежде всего к самому себе. Нелепо ждать это от кого-то. При этом, программ и сайтов на основе OSM yже написано немало.
3. «Совет» — это не [только] развлечение или легкий способ поднять ЧСВ, а *бремя лидерства*, как идейного, так и практического. Насколько Совет справляется с этим бременем, не мешало бы и обсудить.
4. Каждый должен ориентироваться на *свои* интересы, а не на абстрактное «благо проекта». Диалог возможен на основе осознания участниками диалога своих интересов, и уважения к чужим интересам.
При этом люди, которым важен не процесс, а результат, в проекте тоже есть. Только они не так видны).
Единственный и главный недостаток ОСМ, что он никогда не будет допилен до идеала, поэтому его использование чаще всего ограничивается картой и узнать где же что есть и надеятся что оно отмечено. ОСМ не для профессионального использования! И главное кто должен это понять, как не странно пользователи, которые хотят от сайтов-программ всего и сразу.
Приведу пример :
1. Адресные данные — постоянно ломаются, номеров домов не хватает, но так как рисовать их не интересно много забивает (особенно в Европе, где проф. карты уже все нанесли).
2. Карты дорог — как карты выглядят нормально, но для роутинга постоянные баги (то не хватает ограничений наповорот, то рисуют не схематически, а прямо художественное творчество — из-за чего получается из 1 дороги с 3 полосами, 3 дороги).
3. POI — для чего то подходит, но точно не справочник желтые страницы. Например, поиски специфичных магазинов (спорттовары,...) могут дать единственный и далеко не лучший по близости магазин.
Я думаю ОСМ должен меняться напишу как я свои соображения попозже ...
Адреска-то с чего постоянно ломается? Одна из самых стабильных вещей. Меняются отдельные адреса раз в год. И даже потлач не страшен адресным данным.
C того что у нас используется «сокращеный карлсруэ», и адреска зависит от полигона place, которым задается принадлежность домов и улиц городу.
Полигоны же place довольно часто ломают.
2) Заказы будут при наличии рекламы и штата менеджеров по продажам...
А вот служить местом сбора заказов и распределением их между желающими их выполнять, совет вполне может.
//наличии рекламы и штата менеджеров по продажам
Содержать штат менеджеров — это затраты, причем немалые. Их никто пока не готов делать.
Всё в тему, и то что время уже не купишь.