Позднее Ctrl + ↑

Волшебный тык

Роман в чатике обратил внимание на новый модуль для JOSM, Magic Wand. Он делает ровно то, что знакомо из рисовальных приложений: тыкаешь на озеро или лес, и он выделяет все соседние точки похожего цвета. Подсвеченную область можно увеличить или уменьшить, тыкая с зажатыми Ctrl или Shift. И в конце из подсветки делаем полигон кнопками Ctrl+2.

Старожилам это может напомнить ScanAerial, или даже Fuzzer, которые выдавали полигоны из спутниковых снимков одиннадцать лет назад. Нынче их установить непросто, да и незачем: настройка сложна, функции ограничены, качество — примерно такое же. Новый модуль не заморачивается: он распознаёт содержимое экрана, а не качает тайлы подложки. Передвинешь карту — и выделение сбрасывается. Странно, но понятно.

Детальные снимки могут стать проблемой — понадобится отдалить карту, чтобы ловить не отдельные деревья или волны на озере. Напомню, что в панели слоёв под кнопкой с глазом спрятана постобработка картинок: там можно слегка размыть снимки или сделать их насыщеннее, что усилит контраст. Поскольку распознаётся только содержимое экрана, несколько полигонов может понадобиться объединить, обычным сочетанием Shift+J.

Юниор Флорес, аналитик данных из Development Seed и автор модуля, сделал неплохую основу для нового полезного инструмента. Но JOSM — явно не его редактор, поэтому в модуле не хватает многого, очевидного для осмера. Например, Magic Wand не делает мультиполигоны, поэтому не обращайте внимания на дырки в подсвеченных областях. Зачем-то модуль пересделал объединение полигонов (Ctrl+3), а из шести настраиваемых значений в панели модуля можно изменить только одно (чувствительность) — и оно потеряется при перезапуске.

Наконец, держите под рукой инструмент упрощения линии (Shift+Y) с величиной ошибки метров в десять: несмотря на то, что качество автоматического распознавания никак не дотягивает до ручной обрисовки, по количеству точек в контуре оно легко обгонит человека.

Верни мне мой 2012

Для Великих Лук не было хороших спутниковых снимков, но мы примерно зарисовали дома на картовстрече

Ровно десять лет назад данные OpenStreetMap начали публиковать под лицензией Open Database License 1.0. Этому предшествовала длинная эпопея на весь 2012 год с поиском неподписавшихся под новыми условиями участия, слежением за карающим роботом, перекартированием потерянного. Всё это можно почитать в этом блоге по тегу odbl, не буду повторяться. Может, в комментариях старожилы вспомнят свои ощущения по этому поводу.

Новость же проста: на сайте 2012.osmz.ru можно сравнить, как выглядела наша карта в 2012 году и сейчас. Вместо снимков экрана удобнее будет пользоваться сайтом BigMap 2. На нём кнопка Enqueue сделает вам картинку из тайлов. Пользуйтесь тайлами 2012 года как угодно, но не мешайте другим зрителям. В конце октября сайт отключу.

С юбилеем ODbL-планеты!

2022   odbl   проекты

Современные тайлы

Этим летом отключили две незначительных штуки, связанные с тайлами OpenStreetMap. Про них почти никто не знал, но это знание придавало ощущение «внутреннего круга», техничности. Сродни умению написать запрос в API без подсказки.

Во-первых, веб-карты больше не должны добавлять префиксы к названию сервера тайлов. Никаких b.tile.osm.org и никаких {s} в шаблонах для Leaflet и JOSM. Соответствующие изменения уже приняты в Leaflet, OpenLayers, FlutterMap, OsmDroid, Overpass Turbo, MapsForge и других. Уберите и вы из своих карт, добавив ссылку на пул-реквест или коммит в тикет по ссылке выше.

Эти префиксы были придуманы, чтобы обойти ограничение браузеров на параллельное скачивание. Они грузили картинки в один-два потока на сервер, а карта на экране обычно состоит из 20-40 тайлов. Чтобы не ждать, пока они загрузятся по порядку, их качали как бы с трёх адресов параллельно. Не важно, что они указывают на один и тот же физический сервер.

С внедрением протоколов HTTP/2 и HTTP/3 подобные ухищрения устарели. Теперь ограничений нет, можно качать хоть всё одновременно. А без префикса становится проще кэшировать тайлы: в кэш попадает нормальный адрес, для всех один. Сейчас запросов по всем трём версиям протокола примерно поровну. HTTP/1, скорее всего, пользуются только приложения, а не браузеры. В том числе те, что грузят тайлы бочками.

Во-вторых, больше не работают суффиксы /status и /dirty для отдельных тайлов. Знающие люди добавляли их к адресам единичных тайлов, чтобы узнать, когда они были отрисованы, и при необходимости перерисовать. Они устарели и отключены: когда тайлы отрисовывают семь серверов, команды отправляются на любой из них — часто не тот, который прислал картинку.

Интересно, как нестабилен интернет даже по отношению к вещам, которые, казалось бы, не должны меняться. Тайлы — всего лишь картинки с фиксированными адресами. Формат один и тот же с 2006 года. Но если вы сделали веб-карту пять лет назад, то за это время она существенно устарела. Два года назад нужно было заменить http на https, а теперь — убрать префиксы. Иначе карта будет медленнее, чем возможно, и рано или поздно сломается совсем. В OpenStreetMap, чтобы оставаться на месте, бежать не обязательно, но важно хотя бы ползти в правильном направлении.

Самый быстрый редактор

Сегодня я рад показать свой новый редактор OpenStreetMap. Опять. Кажется, этот блог превращается в поток анонсов моих проектов, а новости уходят в твитер и телеграм.

После выступления на State of the Map меня спрашивали, а где найти эту волшебную кнопку «Edit Tags» на главной проекта, чтобы быстренько поправить теги? Конечно, такой кнопки там нет: я лишь сварганил панель в консоли разработчика Firefox. Но было бы круто.

Так что теперь кнопка появилась. Но не на сайте: её добавляют расширения для браузеров. Установите своё из каталога: для Firefox, для Chrome. После этого зайдите на страницу любого объекта в OSM и узрите ссылку.

Очевидно, это расширение — заплатка, которая использует незадокументированные функции и дыры в аутентификации. Например, вам нужно сначала открыть редактор iD, чтобы это расширение заработало. Иногда страницу нужно обновить, чтобы кнопка «Edit Tags» появилась. Расширение может сломаться в любой момент из-за изменений в коде сайта.

Можно ли сделать этот редактор функцией сайта? Конечно — это почти тривиально, пара часов разработки. Но я устал биться со смотрителями openstreetmap-website, так что оставлю согласование и программирование кому-нибудь другому.

Вы полюбите микромаппинг

Сегодня я рад показать свой новый редактор OpenStreetMap. Он называется Every Door и работает на айфонах и андроидах. Его идею я рассказал прошлым летом на State of the Map, но начал писать лишь 22 октября. Последние полтора месяца тридцать человек сделали этим редактором под десять тысяч правок и помогли сделать его на порядок удобнее. Теперь я запускаю открытое тестирование.

На официальном сайте есть ссылки в TestFlight и Google Play, видеоролик про редактор и ответы на некоторые вопросы на русском языке.

У меня одно чувство — наконец-то. Так или иначе я рассказывал о том, что OSM требуется нечто подобное, с 2013 года. Делал неудачную попытку с OpenSurveyor. С надеждой следил за инициативами крупных компаний с оплачиваемыми разработчиками — все угасли. За это время у нас появился ослепительный StreetComplete, чему я рад, но он не для меня.

Every Door — не StreetComplete. Он не для каждого, у кого выдалась минутка, чтобы нажать две кнопки в телефоне. Этот редактор — для увлечённых картографов. Для той, кто идёт по торговому центру на двести магазинов и думает, что было бы классно добавить их все на карту. Для того, кто выгуливая ребёнка, мечтает замапить каждую песочницу и качель отдельно. Для «маньяков», готовых отметить каждый фонарь, скамейку и каждое дерево в парке. Это полноценный редактор, с который можно забыть про фотомаппинг и треки.

Установите Every Door сегодня и помогите сделать его ещё лучше. Открытое тестирование продлится где-то до конца июня, и за это время мы поменяем интерфейс, отутюжим поля ввода и навернём ещё много эвристик внутри. И попутно замапим сотни тысяч магазинов. Всё для того, чтобы пользоваться редактором было увлекательно и наша карта росла как на дрожжах.

Ранее Ctrl + ↓

Мнения, высказанные на этом сайте, отражают точку зрения лично автора сайта и ничью больше: ни его бывших или настоящих работодателей, ни семьи и знакомых.