Жизнь после бота
Выпиливание данных, несовместимых с новой лицензией, завершено. Некоторые регионы (на самом деле, большинство из них) почти не задело, а Петербург с Москвой, Карельский перешеек и города у границы Тверской и Ярославской областей изрядно потрепало, иногда до полного стирания города (как в Кашине — но loir и Igor_blg его немного подрисовали). Релевантные темы форума, к сожалению, вновь кишат несогласными и неразумными, от чего участники, готовые восстанавливать страну, находятся в многодневном смятении.
(на картинке — кадр из игры X-Plane с данными OSM)
Прежде всего, каждому стоит понять и принять аксиому: перелицензирования нельзя было избежать. Можно было отсрочить или ускорить, можно было улучшить алгоритм бота, можно было активнее искать пропавших мапперов. Можно было многое, но давайте жить сегодняшним днём и оперировать реальными фактами: часть данных была нарисована людьми, не принявшими — и никогда не планировавшими принимать — условия работы в собществе, и от того эти данные были потеряны не вчера, и не неделю назад, но изначально. Теперь, с новыми условиями участия и с новой лицензией мы, как сообщество, можем распоряжаться своими данными, и это самый важный шаг в развитии OSM со времени открытия снимков Bing.
Задача на ближайшие месяцы (некоторые считают, недели): восстановление стёртых данных. Как и прежде, самое важное — основные дороги, затем границы, населённые пункты, менее важные дороги и прочее. Почти всё восстановимо по спутниковым снимкам, хотя некоторые теги на удалённых объектах можно восстановить, только съездив и посмотрев. В помощь картографам Фредерик приделал к своему OSM Inspector визуализатор потерь. Красным цветом там обозначены удалённые объекты, и в них можно тыкнуть, чтобы подсмотреть теги. Например, данные по освещённости федеральных трасс северо-запада собирал я, и теги
Osmisto собрал ссылки на русские валидаторы и пытается организовать конструктивный ремаппинг. С конкретными вопросами по технике рекомендую обращаться в ту тему.
Наш форум полон региональными сообществами, по теме на область. Заметно, что в этих темах общается не один участник сам с собой. Потеря данных и необходимость восстановления — отличный повод собраться вместе за общей целью, пусть не вживую (хотя съездить за данными в поле никогда не лишне), но в онлайне, в десятках картовстреч по всей стране. На этот раз цель для маппинга — не один выбранный инициативным участником город, а вся страна. Полтора года мы тренировались работать сообща над местами, которые мало волновали нас в обычной жизни. Сейчас и карта не пустая, и местность знакомая, и опыт накоплен: если мы не можем восстановить карту, стоило ли браться?
(на картинке — кадр из игры X-Plane с данными OSM)
Прежде всего, каждому стоит понять и принять аксиому: перелицензирования нельзя было избежать. Можно было отсрочить или ускорить, можно было улучшить алгоритм бота, можно было активнее искать пропавших мапперов. Можно было многое, но давайте жить сегодняшним днём и оперировать реальными фактами: часть данных была нарисована людьми, не принявшими — и никогда не планировавшими принимать — условия работы в собществе, и от того эти данные были потеряны не вчера, и не неделю назад, но изначально. Теперь, с новыми условиями участия и с новой лицензией мы, как сообщество, можем распоряжаться своими данными, и это самый важный шаг в развитии OSM со времени открытия снимков Bing.
Задача на ближайшие месяцы (некоторые считают, недели): восстановление стёртых данных. Как и прежде, самое важное — основные дороги, затем границы, населённые пункты, менее важные дороги и прочее. Почти всё восстановимо по спутниковым снимкам, хотя некоторые теги на удалённых объектах можно восстановить, только съездив и посмотрев. В помощь картографам Фредерик приделал к своему OSM Inspector визуализатор потерь. Красным цветом там обозначены удалённые объекты, и в них можно тыкнуть, чтобы подсмотреть теги. Например, данные по освещённости федеральных трасс северо-запада собирал я, и теги
lit
с пропавших участков можно переносить без угрызений совести. Оранжевым на карте отмечены объекты, съехавшие или потерявшие часть тегов, а жёлтым — они же, но кем-то поправленные.Osmisto собрал ссылки на русские валидаторы и пытается организовать конструктивный ремаппинг. С конкретными вопросами по технике рекомендую обращаться в ту тему.
Наш форум полон региональными сообществами, по теме на область. Заметно, что в этих темах общается не один участник сам с собой. Потеря данных и необходимость восстановления — отличный повод собраться вместе за общей целью, пусть не вживую (хотя съездить за данными в поле никогда не лишне), но в онлайне, в десятках картовстреч по всей стране. На этот раз цель для маппинга — не один выбранный инициативным участником город, а вся страна. Полтора года мы тренировались работать сообща над местами, которые мало волновали нас в обычной жизни. Сейчас и карта не пустая, и местность знакомая, и опыт накоплен: если мы не можем восстановить карту, стоило ли браться?
Вокруг дома в Ростове повреждений больше, но тоже не значительные. :)
Исошки есть на yarrr.se или можно отжалеть 80$.
Удаление данных было основано на полном игнорировании того простого факта, что ОСМ — это _коллективное _ творческое произведение, и его нельзя разделить на вклад Васи и вклад Пети.
Вот пример:
[url]http://www.openstreetmap.org/browse/way/55887111/history[/url]
Спрашивается, если все версии данного объекта негодные, то откуда взялся один тег и четыре точки?
Собственно, «новая лицензия» коллективный характер творчества участников ОСМ тоже игнорирует, пытаясь представить ОСМ как базу данных отдельных правок, что абсурдно.
Невозможно улучшить или ухудшить то, что имеет чисто символический характер.
Ошибки в боте могут быть двух типов.
1. Ошибочно удалено то, что надо было оставить.
2. Ошибочно оставлено то, что надо было удалить.
Ошибки первого типа никакого значения для перелицензирования не имеют — «участники осм» восстановят, чай не баре. А вот что делать если найдутся ошибки типа 2?
Интересно! В Курске да и области вообще не видел ни одной потери, может у нас робот и не ходил?:) <<
Самые большие потери в мегаполисах и вокруг.
Видимо из-за большего процента «продвинутых интернет-дрочеров». :-))
>>Видимо из-за большего процента «продвинутых интернет-дрочеров». :-))
вот почему я старательно пугал («у-у! .. забоись, случайный прохожий! „) всех новичков по Перми и окрестностям, и немного — по Пермскому краю. Как результат — практически, нет потерь
Нет, что-то концы с концами все-равно не сходятся) Если только первая версия негодна, а остальные годны, что же тогда они скрыты? А если они заимствовали из первой часть тегов, то может они таки не годны?
Модель:
Первая версия — это независимое исходное творческое произведение. Последующие версии — это производные от первого творческие произведения. Если исходное произведение не подходит по лицензии, то и все производные произведения очевидно тоже не подходит, и тоже подлежат удалению.
С тегами же получилось еще смешнее. Я их восстановил причем даже не с бэкапа, а с соседней части вея, который, очевидно, являлся потомком этого (как известно, при разделении вея одна из частей теряет историю).
Короче, к чему это я.
1) OSM является творческим произведением в целом, а не по частям.
2) Ни вкладов, ни даже отдельных объектов в OSM выделить нельзя.
3) Пункты 1 и 2 осознаны еще в недостаточной степени.
4) Улучшить бота можно было только если просто удалять 1-2% данных методом случайных чисел :)
Так-же по Вологодской области. Провинция, глухомань, :-))
красных меток, оставленных ботом, практически нет.
С алгоритмом тоже не все просто: деятели OSMF достаточно точно понимают, какой процент потерь сообщество «проглотит», а какой приведет разброду и шатанию. И, скорее всего, алгоритм выбирался в первую очередь исходя из этого, а «лицензионная чистота» в этом раскладе — это сферический конь в вакууме, а не один из главных приоритетов проекта.
>> Так-же по Вологодской области. Провинция, глухомань, :-))
В Великом Устюге бывали? Ужасненько там теперь :)
Либо ты не принял условия ODbL, либо это были не твои дороги :)