Позднее Ctrl + ↑

Внезапные панорамы

Месяц назад в репозитории редактора iD неожиданно появился пул-реквест от Джубала Харпстера. В описании он был лаконичен: «интегрирует снимки StreetSide в редактор. На здоровье. —Микрософт». «Но их же нельзя использовать», — сразу ответил Пол Норман.

Мало кто в восточном полушарии знает, что панорамы есть не только у Google, Яндекса и Baidu. Список подобных сервисов в википедии очень длинный, но в разделе всемирного покрытия пока только две компании с проприетарными панорамами. Вторая — это Microsoft Bing. Их StreetSide запущен в 2009 году и покрывает большую часть Соединённых Штатов и крупные города в Великобритании, Франции и Испании. Вы не увидите эти снимки: «Вид с улицы» доступен только жителям городов внутри области покрытия.

Смотрители проекта iD не так въедливы, как у сайта OSM. Брайан просмотрел на эти семь коммитов от Шоны Паради и Лорена Мюллера, нашёл несколько недочётов и то ли помог их исправить, то ли отредактировал код сам — интерфейс гитхаба не дал понять. Так или иначе, неделю назад запрос был принят, и 14 июня выпущена новая версия редактора с панелью StreetSide. Включается она там же, где Mapillary и OpenStreetCam: кнопкой данных карты, справа под кнопкой слоёв.

Что касается лицензии, Пол немного опоздал с заявлением. Как обнаружил Майкл Райхерт, ещё в апреле Микрософт обновил условия использования своих сервисов, явно разрешив подсматривать в StreetSide для уточнения данных. Немцам, впрочем, от этого мало пользы: их соотечественники успешно отразили все попытки Bing Maps отснять их территорию.

Разумеется, разрешение касается не только редактора iD. В том же пул-реквесте Джубал ответил на несколько вопросов насчёт лицензии, подтвердив, что панорамы можно использовать и в настольных редакторах. Несложно найти код модуля для JOSM, на которым последние несколько дней работает Рене Роудс. Полноценной поддержки придётся подождать в обоих редакторах: вон, в модуле для iD уже нашли ошибку при масштабировании снимка.

Как сотрудники Bing Maps напоминают в пресс-релизе, это не первый их подарок сообществу открытых карт. Каждый пользовался снимками Bing для обклацывания домиков и дорог. Из недавнего, год назад они предоставили OpenStreetMap десять миллионов геометрий зданий в 44 штатах Америки вместе с высотами, которые нарисовали самостоятельно по детальным снимкам и ЦМР. Приятно, что Микрософт уже много лет не отворачивается от открытых сообществ. Спасибо им.

«Этот пользователь является вандалом»

Вчера на нашем сайте появились многословные ссылки «сообщить об этой ...». Их можно найти у каждой статьи в дневнике и комментариев к ней, у пользователей и у заметок на карте. При нажатии вы получите форму жалобы модератору, где нужно оценить содержимое текста или профиля (спам, непристойности, угрозы). Со страницы заметки на карте можно пожаловаться на раскрытие личных данных, а у пользователя — пожаловаться на вандала. Жалоба попадёт в ленту, доступную модераторам сайта OSM, которые решат проблему.

Автором этого улучшения можно считать Энди Аллана, который работал над пул-реквестом с июля прошлого года. Но его история куда длиннее. Идея появилась в сентябре 2014 после очередной волны спама в дневничках. Том Хьюз тогда написал, что планирует добавить кнопку модерации к объектам сайта. Но ничего не произошло.

Далее, в 2015 году Shrey Bagroy предложил поработать на модерацией в рамках Google Summer of Code. Под руководством Серге Вроцлавского он программировал всё лето. Ветка была готова, но из-за каких-то разногласий Shrey не создал пул-реквест, ветка начала стареть, а студент, как водится, исчез сразу после получения денег.

Год спустя Гильем Ришар оформил ту ветку в пул-реквест. Оказалось, в ней немало проблем: непереводимые сообщения, странные костыли в модели данных, беспорядок в разграничении прав. Мэтт Эймос попробовал исправить самые явные проблемы, но сдался. По традиции, все выждали полгода перед комментированием и затем, в феврале 2017, посокрушались, что работы тут непочатый край. Наконец, в июле Энди взял работу Shrey с исправлениями Мэтта и каждый месяц что-то улучшал. Спустя год и более сотни коммитов, его пул-реквест приняли и выкатили на сайт.

Этот проект был в числе десяти важнейших задач, список которых в феврале этого года обновила рабочая группа по разработке. Теперь задач осталось девять. Среди них есть как технически простые, вроде списка комментариев к пакетам правок для пользователя, так и сложные, вроде типа area или наследника OWL. Если решитесь помочь сообществу, взявшись за одну из задач, то там же найдёте ссылки на работы на ту же тему и людей, к которым можно обратиться за помощью и руководством.

Где ЧМ?

Гарри Вуд поставил изображением недели карты всех двенадцати стадионов ЧМ 2018. В сравнении с яндексом — всё плохо, кроме Фишта и Лужников. Прилично выглядят ещё Спартак, Санкт-Петербург, Казань и с большой натяжкой Ростов. А остальные шесть — совсем никак.

Возникает вопрос, почему сообщество не бросилось отрисовывать стадионы. Мы же когда-то обклацали весь Саранск за два дня (без стадиона) и маленький городок Краснохолм лишь по просьбе одного человека. Почему нам не удалось поднять сообщество улучшить карты нескольких мест, которые помогут сотням тысяч туристов?

Для успешной «диванной картовстречи» нужны три условия: польза, источник, метрика. Первое понятно: спасаем жертв потопа, как в HOT, или делаем популярный сайт с нашей картой демонстрацией мощи сообщества, как в Саранске. Источником почти всегда являются детальные космоснимки, которыми, слава Bing, Mapbox и Esri, покрыта почти вся Россия. Иногда, как в случае Крымска, помогают адресные планы и репортажи с мест. А метрика повышает мотивацию: когда карта «готова на 75%», это побуждает поднажать и закончить, или, хотя бы, довести до 90%. Это не простые скриншоты, которые годятся только для прогулочных картовстреч, где главная метрика вообще нематериальна.

Главное условие, впрочем, находится над этими тремя: это воля организатора. Должен быть кто-то, кто опишет пользу, перечислит источники и составит и, возможно, запрограммирует метрику.

В случае стадионов не было такого организатора. Мы понимали, что хорошо бы их закартировать, но не оформили это в проект. Да и как, когда у нас до сих пор нет снимков? На сегодня, 100% инфраструктуры можно закартировать только у Лужников, Фишта и Казань-арены. Почти готовы на снимках ещё Спартак и стадион Санкт-Петербург. Остальные семь — либо на разных этапах строительства, либо вообще чистое поле, как в Калининграде. Luiswoo, картограф Ростова-на-Дону, — герой, что нарисовал хоть что-то поверх сплошной стройки.

Ну и без метрики рисовать неинтересно. Нужно создать, как минимум, «пирог» с разбивкой карты на удобные фрагменты, которые могут забрать для отрисовки участники. Нужно делать картинки «до» и «после». В идеале — посчитать численные изменения и каждый день, каждый час отслеживать состояние карты и подбадривать участников. На это не пошли даже коммьюнити-менеджеры яндекса, что уж говорить про нас, когда мы ничего не можем сделать с источниками.

Тем не менее, болельщики приехали и активно пользуются приложением-партнёром Ростуризма, которое совершенно случайно основывается на картах OpenStreetMap: MAPS.ME. Авторы выпустили официальные маршруты (наборы закладок) и специальную сборку карты, на которой подсвечены объекты, относящиеся к ЧМ. Иногда их пришлось добавлять поверх карты, поскольку нарисовано на наших картах не всё. OpenStreetMap снова победил — жаль, что на этот раз не качеством карт.

Адаптивные карты

Во время конференции YaC я восхитился примером адаптивных карт от яндекса, и читатели телеграма спросили, что это такое. Если коротко, это карты, которые адаптируются к контексту. Загвоздка в том, что под этим понимают и как нас ограничивают технологии. В публичной картографии две догмы:

  • равноугольная проекция и отсутствие искажений: проекция меркатора мгновенно считывается как ошибка, а фрагмент всегда может быть встроен в полную карту;
  • неизменность слоёв: если на карте видно кафе, то на ней будут все кафе, если видна улица — будут все улицы.

Другими словами, несмотря на общепризнанную смерть громоздких интерфейсов ГИС для массовых приложений, работа с картой в любых публичных сайтах и приложениях до сих пор сводится к масштабированию и переключению слоёв, лишь с более удобным управлением.

От этих ограничений много веков назад ушла инфографика: показывать статистику по регионам неудобно, когда Красноярский край в тысячу раз больше Санкт-Петербурга. Поэтому регионы показывают одинаковыми кубиками. С другой стороны, площадь и расстояние — тоже индикаторы, отсюда популярность в визуализациях уродливых картограмм (правильнее — анаморфоз, подсказывают в комментариях), где нашу страну сжимают в длинную кляксу. Интерактивной инфографике до такого кощунства ещё далеко, она ограничена теми же догмами.

Печатные карты часто искажают, адаптируя для человека. Очевидный пример — атлас трассы М10, где она вытянута в идеально прямую линию, или нарисованные от руки схемы проезда. Что люди создают инстинктивно, алгоритмы едва могут воспроизвести: в 2010 году исследователи из Microsoft, Adobe и колледжа Беркли опубликовали статью про автоматическую генерацию схем проезда (открывающая иллюстрация — из неё). Важность этой публикации затмевает только безразличие, с которым к нему отнеслись все картографы. Печать карты маршрута сейчас — всё ещё печать фрагмента привычной карты с подсвеченными линиями.

Во время движения по маршруту водитель отвлекается на экран смартфона на долю секунды. За это время ему нужно выдать максимум релевантной информации. Поэтому карты для навигатора делать сложнее, чем обычные тайловые слои. Например, в этой заметке сотрудник Mapbox рассказывает, как правильно подписывать улицы, чтобы водитель видел только те названия, что могут ему пригодиться. Чтобы сделать карту в навигаторе лучше, нужно учитывать контекст.

Контекстом в публичной картографии является viewport, окно вывода. Экран мобильного устройства или прямоугольник на веб-странице. «Контекстный поиск» — поиск в окне. И так далее. Поэтому когда Миша Высоковский начал рассказывать о новых функциях яндекс-навигатора, он использовал термин длиннее: «гиперконтекстность». Это отображение карты с учётом контекста, включающего не только состояние, но и намерения пользователя. И это — будущее карт.

На фрагментах слайдов выше отображены только те заведения, которые находятся на поворотах линии маршрута и могут помочь водителю сориентироваться. А на развязке справа подсвечены все выезды из него, а не только стрелка по нужному выезду. Так водитель лучше поймёт, куда не надо сворачивать. Всё это изменяет привычную карту и использует контекст, адаптируется к задачам пользователя. На слайдах мы увидели лучшую адаптивную карту и, кажется, первую в публичном приложении, доступном миллионам пользователей.

Такую карту не покажешь в виде тайлов на веб-сайте. Её с трудом можно сотворить в QGIS. Но теперь у нас есть векторные тайлы, которые содержат атрибутированную геометрию. Фильтровать их с учётом контекста, подсвечивать и искажать можно прямо на мобильном устройстве, учитывая показания разных датчиков. Будет увлекательно посмотреть, как сильно изменятся навигационные карты в погоне за максимальной информативностью для пользователя. Хорошо, что Яндекс сделал заметные шаги в направлении адаптивных карт, но хочется, чтобы потребители OpenStreetMap перехватили инициативу.

Другие каналы

Не только этот блог активизировался в мае. Напоминаем, что у блога есть лента в твитере, куда транслируются короткие новости формата «ссылка + описание одной фразой». Иногда лента редуцируется до ретвитов англоязычных осмеров, нынче же она полнее. Её содержимое почти не пересекается с блогом. Например, читатели узнали:

Кроме того, с начала месяца работает канал блога в телеграме, и там тоже самостоятельные заметки, дополняющие блог и твитер. Канал более личный для автора, где он делится впечатлениями от профильных статей и опытом работы с геоданными. Например:

Подписывайтесь, ретвитьте, ставьте лайки. Когда в этом блоге снова иссякнет поток статей, вы знаете, куда идти.

Ранее Ctrl + ↓

Мнения, высказанные на этом сайте, отражают точку зрения лично автора сайта и ничью больше: ни его бывших или настоящих работодателей, ни семьи и знакомых.